Не нужен нам берег турецкий: у казахстанцев появился «туристический патриотизм»

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Имеют ли громкие заявления и рисуемые заманчивые перспективы реальную почву под собой?
Не нужен нам берег турецкий: у казахстанцев появился «туристический патриотизм»

На днях в Казахстане произошло сразу два крупных события в туристической сфере. В понедельник в Астане, на площадке ЭКСПО, состоялась Всемирная конференция «Туризм и энергия будущего. Сокращение выбросов СО2», а днем позже в правительстве была презентована и одобрена Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года.

Что на первом, что на втором мероприятии казахстанские чиновники не скупились на громкие заявления, обещая, что туризм станет новой нефтью Казахстана. Первый вице-премьер правительства Аскар Мамин, к примеру, уверен, что Казахстану по силам увеличить к 2025 году долю туризма в ВВП страны с нынешнего 1% до 8%. А столичный градоначальник Асет Исекешев обозначил цель – увеличить количество иностранных туристов до миллиона в год.

 

Не было бы счастья, да несчастье помогло


Имеют ли эти громкие заявления и рисуемые заманчивые перспективы реальную почву под собой?

Любопытно, что толчком для развития туризма в Казахстане может послужить постдевальвационное обеднение казахстанцев. Статистические данные Пограничной службы КНБ РК демонстрирует снижение потока выездного туризма – в 2016 году количество граждан Казахстан, выехавших за границу, составило 9,76 млн человек, что на 13,7% меньше, чем в предыдущем.

Связано это в первую очередь с ростом расходом на зарубежный туризм. Так, по данным портала Ranking.kz, в прошлом году отдых за границей для казахстанцев подорожал в среднем на 46%. В 2016 году стоимость отпуска на зарубежных курортах в среднем составляла 144,9 тыс. тенге на человека. Это на 46% выше уровня 2015 года.

Тогда как расходы на отдых внутри страны хоть и возросли, однако не столь значительно. Не выезжая за пределы страны, казахстанцы тратили в прошлом году в среднем 31,5 тыс. тенге, это на 14% больше, чем в 2015-м.

Наиболее ощутимым для казахстанцев стал рост цены на международные перевозки – он вырос более чем в два раза. Если в 2015 году перелет одного человека в среднем стоил 23,4 тыс. тенге, то в 2015 году - 49,1 тыс. тенге. Авиаперелеты в прошлом году составили свыше трети расходов (33,9%) на отпуск, тогда как в 2015-м их доля была менее четверти от всех затрат на путешествие (23,5%). Одновременно с этим заметно увеличилась стоимость проживания в отелях – Ranking.kz указывает на 65%-ный рост, на эту статью расходов уходит 12,8% всей суммы.

Изменились в последние годы и страновые предпочтения казахстанцев. Все чаще казахстанцы предпочитают поездки в ближнее зарубежье: в прошлом году количество страны СНГ предпочли 91,8% выехавших за рубеж граждан РК, и эта тенденция продолжает развиваться. За последние пять лет количество казахстанцев, побывавших в дальнем зарубежье, сократилось с 13,6% в 2012 году до 8,2% в 2016 году.

Россия занимает первое место среди популярных направления поездок: в 2015 год ее посетили 5,47 млн казахстанцев - это почти половина всех выезжающих за рубеж. Причем за последние пять лет этот показатель вырос в 2,5 раза. На втором и третьем месте - Кыргызстан и Узбекистан, где побывали 3,48 млн и 1,31 млн казахстанцев соответственно. На пятом и шестом месте со значительным отрывом находится Турция и Китай (318 тыс. и 231 тыс. соответственно).

 

У казахстанцев появился «туристический патриотизм»?


По мнению представителей туристической отрасли, снижение популярности зарубежного отдыха связано не только с экономическими причинами, но и с соображениями безопасности. Волна террористичсеких атак, прокатившихся по Турции, трагический инцидент с российским Airbus 321, сбитым над Синайским полуостровом, ослабили среди казахстанцев к турецкому и египетскому туристическому направлению, негативное восприятие коснулось даже соседних регионов, где терактов не было. На этом в частности указывает председатель Центра развития индустрии туризма Южно-Казахстанской области Олжас Шынтаев.

Помимо этого, эксперт отрасли обращает внимание на еще один субъективный фактор – формирование у казахстанцев «туристического патриотизма».

«Нынешний год является знаковым для отечественной отрасли гостеприимства, поскольку он отмечен важнейшим событием туристической сферы – проведением международной выставки ЭКСПО-2017 в Астане. В связи с этим многие казахстанские туристы пересматривают свои планы на отпуск в пользу внутренних направлений. Наши опросы показывают, что многие казахстанцы планируют посетить Астану во время проведения выставки», - говорит Шынтаев.

Слова эксперта подтверждает статистика, которую на конференции в Астане озвучил председатель правления компании «Астана ЭКСПО-2017» Ахметжан Есимов. По словам Есимова, с момента открытия, то есть в течение двух с половиной недель астанинское ЭКСПО посетили 400 тысяч человек. С начала месяца через воздушные ворота казахстанской столицы в Казахстан прибыло 140 тысяч зарубежных гостей – это троекратно превышает цифры за тот же период прошлого года (46 тысяч).

 

Заграница нам поможет


Есть ли у Казахстана, помимо скоротечного ЭКСПО, другие узнаваемые туристические бренды?

В презентованной в правительстве министерством культуры и спорта Концепции развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2023 года речь идет о шести перспективных туристических кластерах. «Астана – сердце Евразии» как центр культурного, медицинского и делового туризма в Центральной Азии, «Алматы – свободная культурная зона Казахстана», кластер «Жемчужина Алтая», включающий в себя экологический туризм в Восточно-Казахстанской области, «Возрождение великого Шелкового пути», охватывающий Кызылординскую, Южно-Казахстанскую и Жамбылскую области, «Каспийские ворота» и, наконец, шестой кластер «Единство природы и кочевой культуры», включающий в себя природные и рукотворные достопримечательности Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской области. Еще одним перспективным туристским продуктом является проект «Сакральной географии Казахстана», в который вошло более ста памятников культуры и истории, а также объектов религиозного паломничества в республике.

Иной вопрос, насколько конкурентоспособны эти туристские продукты на международном рынке? По словам министра Арыстанбека Мухамедиулы, потенциальным рынком сбыта туристских услуг будут Россия, Китай, Турция, Иран, Индия, страны Персидского залива и небольшая доля развитых стран.

Сегодня можно констатировать, что Казахстану удалось достичь определенных успехов в привлечении российских туристов. По данным российского аналитического агентства «ТурСтат» Астана стала самым популярным среди россиян городом ближнего зарубежья для путешествий текущим летом. Эксперты пришли к таким выводам, проанализировав информацию из систем онлайн-бронирования отелей и туров. Входит в топ-5 популярных направлений туризма среди россиян и Алматы.

Что касается китайского туризма, то здесь существенного прорыва пока достичь не удалось. Как рассказал Олжас Шынтаев, 2017 года объявлен Годом туризма Китая в Казахстане. В связи с этим казахстанская сторона активно проводит ознакомительные туры для китайских туроператоров, в частности, крупнейшей туристической компании КНР China International Travel Service.

В то же время проблемным вопросом остается визовый режим между двумя странами. На время проведения ЭКСПО-2017 гражданам Китая, следующим транзитом казахстанскими авиакомпаниями через международные аэропорты городов Астаны и Алматы, предоставили право на 72-часовое безвизовые пребывание в республике. Однако дальше этого казахстанские власти пока не пошли. Не в последнюю очередь это связано, вероятно, с тем, что с 1 февраля 2016 года ограничил выдачу туристических и деловых виз для казахстанцев.

 

Показатели отрасли


Пока казахстанское правительство строит наполеоновские планы по захвату рынков туристских услуг близлежащих стран показатели казахстанской отрасли гостеприимства растут. Быть может, не с теми форсированными темпами, о которых заявил Аскар Мамин, но прогресс очевиден.

Так количество клиентов казахстанского гостиничного бизнеса в 2016 году по сравнению с 2015-м выросло на 415 тыс. – с 3 млн 802 тыс. до 4 млн 217 тыс. В январе-марте 2017 года этот показатель вырос на 92 тыс. человек по сравнению с аналогичным периодом 2016 года – с 839 тыс. до 932 тыс.

Большую часть этого потока составляют внутренние туристы – 3 млн 495 тыс. человек или 82%. Число иностранных клиентов казахстанской отрасли гостеприимства в прошлом году ограничилось 722 тыс. человек, вместе с тем это на 30 тыс. больше, чем в 2015 году (692 тыс.). С начала нынешнего года уже обозначился тренд на увеличение потока иностранных клиентов: в январе-марте 2017 года услугами казахстанских отелей воспользовалось 171 тыс. зарубежных гостей, что на 27 тыс. больше, чем в эти же месяцы 2016 года.

Растут соответственно и обороты гостиничного бизнеса – в 2016 году объем оказанных услуг составил 82 млрд 853 млн тенге, что на 10 млрд больше, чем в 2015-м (72 млрд 597 млн).

Конечно, проблем в казахстанской туристической отрасли предостаточно. Главная из них – дороговизна услуг, не соответствующая их качеству. Министр Мухамедиулы, отвечая на вопросы журналистов во время конференции, был вынужден признать, что зачастую казахстанцам дешевле съездить на отдых в Турцию и Эмираты, нежели на Алаколь.

Однако представители туристического бизнеса надеются на сознательность казахстанцев и указывают на то, ведь с ростом потока отдыхающих установится баланс между стоимостью и качеством услуг.

Поделиться: