Национальный совет общественного доверия: Токаев формирует прямой канал получения информации от общества

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Национальный совет общественного доверия: Токаев формирует прямой канал получения информации от общества

Оживленная общественная дискуссия развернулась в Казахстане вокруг инициативы Национального совета общественного доверия, указ о создании которого 12 июня подписал президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Согласно указу Администрации президента поручено в месячный срок:

во-первых, провести консультации с лидерами политических партий, неправительственных организаций и представителями гражданского сектора по вопросам формирования Совета и порядка его работы;

во-вторых, по итогам проведённых консультаций внести на рассмотрение президента состав Совета и положение о нем.

Таким образом, уже к 12 июля должен быть сформирован состав Национального совета и определен регламент его работы.

На днях в эфире телеканала «Хабар» в площадке общественно-политического дискуссионного ток-шоу «Большая неделя» прошло обсуждение президентской инициативы.

Советник президента Ерлан КАРИН, принявший участие в программе, подчеркнул, что решение о создании Национального совета общественного доверия стало одним из первых решений К-Ж. Токаева в качестве избранного президента.

«Тем самым президент обозначил, что развитие общенационального диалога для поддержания обратной связи является одной из важнейших линий его политики», - отметил Е. Карин.

Советник президента также пояснил, что переговоры с вышеперечисленными структурами (политическими партиями, НПО, представителями гражданского сектора) ведутся для определения формата и состава Совета.

«Это ключевой момент, потому что мы могли сразу же определить состав Совета, но было бы правильным сначала провести соответствующие консультации, обсудить, каковы ожидания, понять, что ждут в реальности в обществе, над чем должен работать этот Совет. И только потом уже приступить к его формированию», - сказал эксперт.

Е. Карин также рассказал о ходе консультаций с общественностью.

«Мы провели разные встречи с представителями политических партий, общественных объединений, экспертами… По видению, по формату мы определимся через некоторое время. Но на настоящий момент очевидно, что Совет должен быть не просто диалоговой площадкой, как некоторые думают – отсюда наивные, а у кого-то даже завышенные ожидания: что кто-то должен сесть за стол переговоров, кто-то начинает выдвигать какие-то предварительные условия. На самом деле сейчас не такая ситуация, не такая ситуация и у представителей отдельных структур и организаций, чтобы они могли выдвигать условия. Тем более, что никому сейчас и не предложено войти в Совет. Сейчас идет только обсуждения содержания деятельности органа. На мой взгляд, это должна быть не только лишь диалоговая площадка, это должен быть инструмент обсуждения и продвижения инициатив и решений по реализации важнейших реформ», - пояснил советник президента.

Политолог Берик АБДЫГАЛИУЛЫ напомнил о ранее действовавших диалоговых общественных площадках, в частности, о Земельной комиссии, созданной в 2016 году после земельных митингов, и общественных советах.

«Не все вопросы, волнующие общество, выражались в Мажилисе, в маслихатах, то есть доходили до власти. Общество инициировало митинги – и государство его услышало. Чтобы устранить сбои, была создана Земельная комиссия, и не только – во всех государственных органах были созданы общественные советы. Это позволило сбалансировать интересы новой сформировавшейся социальной базы, которая, к сожалению, не отражалась в наших политических институтах, и создать канал влияния на принятие решений. Фактически они стали гласом народа. Думаю, что создаваемый Национальный совет общественного доверия – это тоже глас народа. Президент ведь обозначил, что ему нужен прямой канал получения информации – напрямую общаться с самыми активными, влиятельными, авторитетными людьми, которые поднимают актуальные для общества проблемы», – пояснил Б. Абдыгалиулы.

Политолог, директор Центра актуальных исследований Андрей ЧЕБОТАРЕВ в свою очередь подчеркнул, что уровень эффективности работы Национального совета будет во многом зависеть от того, кто и с чем войдет в его состав.

«Если среди этих людей будут преобладать любители потусоваться и просто поговорить, то и работа будет ни о чем. Важно, чтобы в Совет пришли достойные и компетентные люди, способные устно и письменно формулировать свои предложения по тем или иным вопросам и убеждать остальных в необходимости их принятия. По своему опыту участия в свое время в разных рабочих группах, общественных слушаниях, экспертных обсуждениях и т.п. под эгидой различных официальных структур знаю, что это нелегкий труд, но и одновременно серьезная школа. Надеюсь, что уже скоро состав совета будет сформирован, и тогда можно будет увидеть определенные контуры его будущей деятельности», - сказал А. Чеботарев.

Есть, безусловно, определенные риски того, что вновь создаваемый Совет будет воспринят, прежде всего, как «открытая трибуна» для протестно настроенных гражданских активистов и для оппозиции. Хотя очень хотелось бы, чтобы этот орган не рассматривался исключительно как своеобразный клапан для выпуска пара социального недовольство, чтобы Совет не стал площадкой для самопиара отдельных лиц и в конечном итоге не превратился в «говорильню». Для того, чтобы это не случилось, Совет должен изначально проектироваться как рабочий орган, ориентированный на практику и результат.

Для этого, вероятно, важно определить регламент работы Национального совета, его структуру, будут ли в его составе действовать рабочие группы. Еще один важный вопрос: каким будет статус совета? Будет ли это консультативно-совещательный орган, решения которого носят исключительно рекомендательный характер, или его решения будут обязательными к исполнению органами государственной власти.

Также важно, как будут оформляться решения Совета, наконец, каковы будут принципы отбора в него. Хотелось бы верить, что определяющим будет не только количество лайков в соцсетях, но и наличие конкретных кейсов и реализованных проектов у претендентов, и чтобы в конечном итоге деятельность Совета не дублировала повестку социальных сетей, только оффлайн, а продвигала собственную – проактивную и практикоориентированную.

Теги: Казахстан

Поделиться: