Лев Белоусов: Трактовкам истории, провоцирующим откровенную вражду между народами, нет места в профессиональном дискурсе
Автор: Жанар Тулиндинова
Финальным мероприятием пресс-тура «Казахстан орысша», прошедшего с 27 по 30 января в Москве, стал круглый стол «Информационное присутствие Казахстана в России – образ России в Казахстане». Очевидно, что одним из ключевых составляющих диалога в гуманитарной сфере является сотрудничество ученых-историков двух стран, рефлексия относительно общего исторического опыта, в том числе его трагических страниц, поиск общих подходов в его исследовании, в разработке методологии. О том, как избежать конфликтов на почве оценки исторического прошлого, мы побеседовали с исполняющим обязанности декана исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, членом-корреспондентом Российской академии наук, доктором исторических наук, профессором Львом БЕЛОУСОВЫМ:
- Лев Сергеевич, как бы вы оценили уровень взаимодействия исторических сообществ Казахстана и России? Существует ли между ними взаимопонимание?
- Безусловно, такое взаимопонимание есть. Подчеркну, что нас объединяет не только общая история, но и, самое главное, общее видение этого прошлого. Нам крайне важно развивать сотрудничество на этом треке, чтобы отсечь радикальные трактовки – как слева, так и справа.
Пока на этом направлении мы продвинулись не так далеко, как хотелось бы. На мой взгляд, у нас еще есть неиспользованные резервы. Хотя отмечу, что у нас, на историческом факультете МГУ, изучается история Казахстана – как современная, так и более ранняя. Как, впрочем, и в Казахстане сегодня изучается история России и наша общая истории в период Советского Союза. Однако очевидно, что сделать тут можно гораздо больше.
Для этого нужно – нам во всяком случае (не берусь говорить за казахстанских коллег) – больше давать тем по истории Казахстана в курсе всеобщей истории. Отмечу, что в МГУ есть кафедра истории стран ближнего зарубежья, есть лаборатория, которая занимается проблемами диаспор. Очень хотелось бы, чтобы исследование истории Казахстана получило большее развитие, чем это есть на данный момент.
- Лев Сергеевич, пожалуй, самыми проблемными являются вопросы оценки трагических периодов совместной истории – восстания 1916 года, коллективизации, голода и политических репрессий 30-х годов. В современной казахстанской исторической науке и общественном пространстве этот травмирующий исторический опыт, похоже, еще до конца не осмыслен. В то же время высоки риски, что он станет предметом для политических спекуляций. Разнятся и оценки советского прошлого – считать ли СССР «модернизационным» или «колонизационным» проектом. Что вы думаете об этом? Нужно ли ограничивать участие дилетантов и политиканов в историческом дискурсе?
- Трагические исторические события, которые вы назвали, коллективизация, политические репрессии – общие для наших народов. Все народы бывшего Советского Союза пострадали от них.
На мой взгляд, здесь надо отталкиваться от следующего. После развала Советского Союза, когда были сняты идеологические табу, жесткие шоры марксистко-ленинской идеологии, ее методики и методологии, естественно появились совершенно разные интерпретации, разные трактовки истории, и в первую очередь ее советского периода. В историческую науку вошли темы, которые ранее не исследовались, а если и исследовались, то иных трактовок, кроме официальных, не допускалось.
Обратной стороной этого процесса стало появление массы радикальных отклонений – как вправо, так и влево. Иными словами – оценки СССР как проекта, направленного исключительно на колонизацию национальных республик, в том числе Казахстана – с одной стороны. Так и прямо противоположной точки зрения, согласно которой СССР – это исключительно модернизационный проект.
Наша задача, профессионалов-историков, состоит в том, чтобы выявить объективную картину исторического прошлого, избегая каких бы то ни было идеологических шор. У нас для этого есть все необходимые инструменты – в первую очередь, принцип историзма, который предполагает всеобъемлющее исследование тех или иных процессов в развитии и с учетом всех факторов. У нас есть установка лидеров наших государств – и России, и Казахстана – нацеленная на то, чтобы писать правдивую историю. То есть сейчас у нас есть все необходимые условия для объективного и беспристрастного исследования. Как методологические, так и идейно-политические, которые дают нам простор для настоящего научного познания.
Наша задача, по сути, состоит в том, чтобы, отказавшись от крайних трактовок, выявить то, что называется «золотой серединой». И это касается в том числе и сложных тем нашей общей с Казахстаном истории – и того, что касается коллективизации и ее последствий, и репрессий. Я вижу нашу задачу в этом.
То есть историей должны заниматься историки-профессионалы. Что касается дилетантов от истории, то я против того, чтобы не допускать их в исторический дискурс. Надо просто побеждать их профессиональными аргументами. Не пускать или «не пущать» — это неправильный метод. Потому что, если мы загоним их подполье, люди начнут интересоваться их теориями. Знаете поговорку: «Запретный плод сладок». Вот как раньше, в советское время, люди искали информацию, которую передавала BBC и содержалась только в спецхранах. Считалось, что это достоверная информация, поэтому ее прячут. Точно также и сейчас. Если мы будем запрещать альтернативные теории, то народ будет искать их, будучи уверенным: ну раз их запрещают, значит там что-то интересное есть и правдивое.
Запрещать нужно только то, что откровенно провоцирует вражду между народами. Что не только не соответствует действительности, но и работает против наших обществ. Наглую ложь, действительно, следует запрещать.
Если же речь идет о спорных трактовках, то с ними надо дискутировать с опорой на научную базу.Поделиться: