Келимбетов в ЕНПФ: возвращение к пройденному для работы над ошибками
Автор: Жанар Тулиндинова
Приход Кайрата Келимбетова в совет директоров окончательно оскандалившегося Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) стал главным кадровым сюрпризом прошлой недели. Политолог Данияр Ашимбаев напомнил, что именно Келимбетов, будучи вице-премьером правительства Серика Ахметова, инициировал создание Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ). Таким образом, «создателю и карты в руки», не без иронии заметил Ашимбаев. Однако если бы Келимбетов всякий раз возвращался к пройденному для «работы над ошибками», то его карьера, наверняка, сложилась бы иначе.
Отец антикризисной программы и двух девальваций
В 2000-х годах имя Кайрата Келимбетова стало брендом экономических реформ в Казахстане. Возглавив в 2002 году, после ухода из оппозиции, министерство национальной экономики и бюджетного планирования Келимбетов инициировал такие программы, как административная реформа, «30 корпоративных лидеров», кластерная модель экономики. По всеобщему признанию, ни одна из них так и не была полностью реализована – в последствие отдельные фрагменты этих программ вошли в более поздние стратегии развития.
За абстрактность этих инициатив, их оторванность от казахстанских реалий Кайрат Нематович удостоился даже довольно нелестного резюме от известного казахстанского экономиста, ныне покойного Каната Берентаева: «в Казахстане не будет работать ни одна программа, к которой имел отношение, пусть даже косвенное, Кайрат Келимбетов».
Однако есть в трудовой биографии Кайрата Нематовича кейсы, успешность которых признают самые убежденные скептики. В октябре 2008 года, в самый разгар мирового финансового кризиса, Келимбетов возглавил национальный мега-холдинг – Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», в который были слиты все активы государства – на долю фонда в период его наивысшего расцвета приходилось две трети национальной экономики. «Самрук-Казына» и стал главным оператором антикризисной программы правительства Карима Масимова.
На выделенные из Национального фонда деньги – свыше 1 трлн тенге – ФНБ «Самрук-Казына» вошел в капитал четырех системообразующих банков – БТА, Альянсбанка, Казкома и Народного – за счет чего они устояли, а также профинансировал завершение долевого строительства, предотвратив тем самым массовые протесты дольщиков в Астане и Алматы.
Отметим также, что в бытность Келимбетова главой ФНБ «Самрук-Казына» была разработана первая программа форсированной индустриализации (ГПФИИР), рассчитанная на 2010-2014 гг. Эффективность этой инициативы – вопрос достаточно спорный, хотя правительство в свое время отчиталось в реализации программы, поскольку ее цель – отход от сырьевой модели развития – достигнута так и не была.
А вот за время деятельности на посту председателя Национального банка с октября 2013 года по ноябрь 2015–го Кайрат Нематович снискал печальную славу «отца двух девальваций». При Келимбетове казахстанская национальная валюта тенге дважды потеряла свои позиции – в феврале 2014 года под предлогом «корректировки курса» и в августе 2015-го, когда тенге была отпущен в свободное плавание. Репутационный ущерб от этих событий для Келимбетова усугублялся тем фактом, что в обоих случаях председатель Нацбанка до последнего отрицал всякую возможность девальвации. Коммуникационная стратегия, избранная Келимбетовым, привела к результату куда более плачевному, нежели удешевление нацвалюты, – к «девальвации доверия» населения к денежным властям страны.
Однако, по мнению казахстанского экономиста Петра Своика, несправедливо возлагать на Келимбетова персональную ответственность за падение курса тенге в 2014-2015 гг.
«Келимбетов получил назначение как раз в тот год, когда внешнеэкономические показатели Казахстана достигли своего максимума по экспорту, импорту, ВВП, а также по наполнению госбюджета после кризиса 2008-2009 годов. То есть на долю Келимбетова пришлось завершение экспортно-сырьевого цикла. И попытки поправить этот цикл через девальвацию были малопродуктивными», - поясняет Своик.
Говоря о деятельности Кайрата Келимбетова за пятнадцатилетний период в ретроспективе Своик отметил, что она полностью соответствовала заданным параметрам экспортно-сырьевой модели казахстанской экономики.
«Келимбетов, интеллектуал с хорошим западным образованием и блестящим знанием английского языка – это органичная часть системы, в которой Казахстан встроен в мировую экономику как производитель удешевляемого углеводородного сырья и получатель внешнего монетарного обеспечения – инвестиций и кредитов. Эта модель не позволяют решать вопросы внутреннего развития, даже когда эти вопросы ставятся в полный рост и обеспечиваются финансовыми и организационными усилиями, как в программе ГПФИИР. И Келимбетов, обладающий таким же экспортно-ориентированным мышлением, хороший функционер этой системы», - считает экономист.
В то же время Своик признает эффективность реализованной при деятельном участии Кайрата Нематовича антикризисной программы 2008-2009 гг.
«Действительно, благодаря антикризисной программе, Казахстану удалось продержаться и даже организовать небольшой подъем. Тогда, кстати, в казахстанском правительстве произошли достаточно серьезные изменения. Если в предшествовавшие кризису тучные годы в нем царила сырьевая и банковская эйфория, то в 2009 году произошли серьезные изменения в установках экономического блока правительства. Была запущена программа форсированной индустриализации, наконец-то обратили внимание на электроэнергетику и ЖКХ, установив повышенные инвестиционные тарифы. То есть появилось достаточно много мер, не вписывающихся в экспортно-сырьевую парадигму развития республики. Насколько Келимбетов был к этому причастен? Безусловно, был. Хотя «Самрук-Казына» уклоняется от ответственности за ГПФИИР, за прорывные проекты, в Фонде национального благосостояния были сконцентрированы все предприятия, принимавшие участие в программе индустриализации», - поясняет Своик.
Реформы в ЕНПФ не зависят от конкретных персоналий
Таким образом, в послужном списке Кайрата Келимбетова есть немало как весьма спорных, так и достаточно успешных проектов и начинаний. К каким относится создание в 2013 году ЕНПФ, в котором под одним зонтиком были сконсолидированы все пенсионные активы страны, ранее хранившиеся в частных фондах? Несмотря на шквал негатива, относительно инвестиционной политики фонда эксперты считают, что у ЕНПФ еще есть потенциал развития.
«Келимбетов был инициатором огосударствления всех частных фондов, что я, кстати, поддерживаю, - комментирует Своик. - Это был правильный – и в экономическом, и в гражданском смысле – поступок Келимбетова. Что касается спорных вложений ЕНПФ, то у частных пенсионных фондов этих рискованных вложений было еще больше. Тут вряд ли надо списывать все на Келимбетова».
Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, доктор экономических наук Вячеслав Додонов отмечает, что хотя назначение Келимбетова в совет директоров ЕНПФ выглядит вполне резонным, учитывая его роль в создании фонда, суть решений, которые предстоит принять руководству ЕНПФ, не зависит от конкретных персоналий.
«В целом вопрос, конечно, не в персоналиях, которые входят в состав совета директоров фонда. Нужны определенные изменения в деятельности ЕНПФ и его инвестиционной политики, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, подобной той, что была с инвестициями в Международный азербайджанский банк. Инвестиционная декларация ЕНПФ – документ, который является основным при принятии инвестиционных решений фонда и управления деньгами, - на мой взгляд, не очень совершена. Я ознакомился с этим документом в связи с азербайджанским делом. В нем позволяются инвестиции в недостаточно качественные активы, причем в довольно больших объемах. На мой взгляд, первоочередная задача, которая стоит сегодня перед руководством ЕНПФ, – более четко прописать нормативы инвестирования. Сегодня они оставляют достаточно большой простор для инвестирования в не очень качественные активы», - поясняет Додонов.
Второе, на чем, по мнению экономиста, следовало бы сосредоточить внимание руководству ЕНПФ, это обсуждаемая в течение нескольких лет идея привлечения к управлению портфелем фонда частных компаний.
«Неправильно, когда одна организация управляет всеми средствами ЕНПФ – неважно, Нацбанк это или кто-то еще. Полагаю, что все-таки нужна какая-то состязательность, которая уменьшит риски качества управления вкладами. На мой взгляд, целесообразно разделить эти средства более менее равными порциями в количестве 10-15 и раздать в управление негосударственным компаниям. То есть эти деньги остаются в ЕНПФ, фонд продолжает свою деятельность как госструктура, которая обеспечивает учет пенсионных средств, однако инвестиционное управление целесообразно рассредоточить среди профессиональных управляющих – как отечественных, так и зарубежных. Это необходимо для того, чтобы была определенная конкуренция, чтобы улучшились результаты, чтобы не было возможностей для недостаточно прозрачных решений и злоупотреблений в этой сфере. Полагаю, это основное направление, которое было бы целесообразно внедрить в деятельности ЕНПФ по управлению активами», - подчеркивает Додонов.
По мнению эксперта КИСИ, у частных управляющих компаний есть интерес к сотрудничеству с ЕНПФ.
«Управление инвестиционными портфелями – это развитая бизнес-индустрия в мире, и у нас в том числе. ЕНПФ и его деньги не являются чем-то уникальным. Многие фонды действуют по аналогичному принципу», - отмечает экономист.
Но, даже абстрагируясь от персонификации управленческих решений, Додонов признает определенную логику в назначении Келимбетова в совет директоров ЕНПФ.
«Кайрат Келимбетов в свое время радикально реформировал накопительную пенсионную систему. Наверное, это возлагает на него определенную ответственность за то, чтобы дальше ее совершенствовать и обеспечивать эффективное функционирование системы», - резюмирует эксперт.
Жанар Тулиндинова (Астана)
Поделиться: