Казахстан-2019: Уроки электоральной кампании

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Казахстан-2019: Уроки электоральной кампании

Касым-Жомарт ТОКАЕВ празднует победу в выборах – в понедельник Центральная избирательная комиссия РК опубликовала предварительные итоги голосования, которые в целом совпали с данными экзитполла. Кандидат от партии Nur Otan получил 70,76% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

На втором месте – выдвиженец от национал-патриотического движения «Ұлт тағдыры» Амиржан КОСАНОВ с 16,02%. Далее следует кандидат от партии «Ак жол» Дания ЕСПАЕВА с 5,2%, коммунист Жамбыл АХМЕТБЕКОВ получил 1,82% голосов, выдвиженец от партии «Ауыл» Толеутай РАХИМБЕКОВ – 3,2%, представитель Федерации профсоюзов Казахстана Амангельды ТАСПИХОВ – 2,07% и руководитель общественного объединения «Ұлт қырандары» Садыбек ТУГЕЛ 0,92%.

Уроки прошедшей электоральной кампании обсудили в понедельник в г. Нур-Султане на конференции, организованной Ассоциацией политических исследований Казахстана.

Комментируя показатели явки избирателей политолог, член Общественного совета г. Алматы Марат ШИБУТОВ отметил, что прошедшие выборы впервые выявили «фактор больших городов» - трех казахстанских миллионников: Алматы, Нур-Султана и Шымкента.

«В том же Шымкенте (67,6%) на 15% явка была меньше, чем в окружающей его Туркестанской области (84,8%). Это новая политическая реальность – чем больше город и чем дольше он пребывает в статусе миллионника, тем, соответственно, в нем меньше будет явка. И это прогноз на любую следующую избирательную кампанию – будь то президентская, парламентская или в маслихаты», - сказал М. Шибутов.

Второе, что отметил эксперт в прошедшей электоральной кампании – это вызовы технологичности.

«Действующее выборное законодательство сместило традиционные СМИ с пьедестала главных каналов донесения информации до избирателей. Теперь основные каналы – это квази-СМИ и собственные каналы в социальных сетях. При этом телевидение забивается YouTube – прямой эфир в YouTube стоит кандидату ноль тенге, но приносит ему десятки и сотни тысяч просмотров. В то время как ролик на телевидении в полторы минуты будет стоить ему несколько миллионов тенге. Причем он не может отследить, насколько его размещение эффективно», - подчеркнул политолог.

В качестве еще одного фактора М. Шибутов отметил изменение политической риторики.

«Никому не интересны политические программы – в принципе, можно было бы обойтись без них. Избирателям нужны короткие тезисы, которые бы соответствовали их убеждениям и определенным чаяниям. То есть мы переходим от господства текста к господству картинки и видео», - пояснил эксперт.

Новацией прошедшей кампании М. Шибутов назвал также тот факт, что вторым в президентской гонке пришел человек, который в течение агитационной кампании ни разу публично не надел галстук.

«Образ человека в галстуке – официозный образ – уже не работает. Необходимо разнообразие», - подчеркнул политолог.

М. Шибутов также отметил, что самым ценным ресурсом для кандидата является опыт публичной политики – как показала минувшая избирательная кампания, он является важнее размеров избирательного фонда и организационной структуры штаба кандидата.

«Вторым человеком, отличившимся на прошедших выборах, стал руководитель штаба Косанова, мой коллега по Общественному совету города Алматы Даурен БАБАМУРАТОВ. Может быть, он даже больше себя проявил, чем сам Косанов. Имея один из самых маленьких бюджетов, не имея никакой оргструктуры, в условиях давления другой части оппозиции он достойно провел агитационную кампанию. В том числе потому, что он уже три года занимается, пусть на местном уровне, но самой настоящей публичной политикой с решением конфликтов, с вовлечением в конфликты и работой с протестным электоратом. Постоянно, каждый день. Оказалось, что это более ценный опыт, чем политическая школа парламента, «Нур Отана» и вообще всего чиновничьего Нур-Султана», - пояснил М. Шибутов.

Еще одной новацией минувшей электоральной кампании эксперт назвал возникновение фанатских движений политиков, которые не вовлечены в работу избирательного штаба, не задействованы в его структуре и т.д., а действуют сами по себе.

«Политик превращается в шоумена, который должен иметь не сторонников, а поклонников. И это тоже диктует новые правила проведения агитации, имиджа и риторики. Я бы сказал, что теперь кандидат, в речи которого нет трех острых сравнений, двух анекдотов и одной байки – это человек, который обречен на поражение», - отметил эксперт.

Продолжение дискуссии читайте в следующем материале.

Поделиться: