Казахстан-2019: Повестка Токаева
Автор: Жанар Тулиндинова
Преемственность стратегии Елбасы является одним из ключевых тезисов токаевской триады «Преемственность. Справедливость. Прогресс». Вместе с тем, резонно возникает вопрос: каковы границы этой преемственности – означает ли она буквальное следование пунктам социально-экономической программы первого президента или все-таки предполагает пространство для маневра при сохранении приверженности стратегическому курсу Елбасы?
Из знакомства с предвыборной программой Касым-Жомарта ТОКАЕВА можно сделать вывод, что оставаясь в рамках социально-экономической парадигмы Елбасы – что выражается в словах: «Мы возьмем все лучшее из того, что было создано в период становления нашего государства. Это станет основой нашего уверенного движения вперед» - действующий президент, тем не менее, формулирует собственную повестку по многим вопросам социально-экономического развития.
Отказ от неэффективных «имиджевых» проектов
Первым делом в предвыборной платформе К–Ж. Токаева обращает внимание высокая степень респонсивности к запросам населения. Очевидно, что кандидат от партии Nur Otan чутко отслеживает актуальные общественные дискурсы и готов на них реагировать. Эта готовность выражается в намерении отказаться от наиболее раздражающих общество практик и явлений в деятельности государства.
Например, в третьей части программы, посвященной прогрессу, говорится о прекращении всех «неэффективных «имиджевых» проектов и программ» и переформатировании республиканского и местных бюджетов именно на цели развития государства («Динамичная экономика – основа благополучия»). Очевидно, что этот пункт предвыборной программы Токаева – ответ на усталость казахстанского общества от помпезных дорогостоящих проектов, которые якобы были направлены на укрепление международного имиджа Казахстана, однако, по всеобщему мнению, практической пользы экономике так и не принесли.
Этим же запросам общества соответствует пункт программы, в котором обещается пресекать и наказывать «проявления помпезности, нескромности, расточительства чиновников» («Трансформация политической системы»).
В другом блоке кандидат от правящей партии обещает установить мораторий на «создание новых государственных и национальных компаний, что сохранит экономическое пространство для частного сектора» («Динамичная экономика – основа благополучия»). Помимо этого, речь идет о том, чтобы сделать «все подведомственные организации и национальные компании подконтрольными обществу» («Эффективное государственное управление»).
Очевидно, что эти меры направлены на решение проблемы засилья национальных компаний, зачастую убыточных и при этом находящихся на привилегированном положении и непрозрачных для антикоррупционных расследований и общественного контроля. Что также является одним из наиболее раздражающих общество факторов в деятельности государства.
Референдумы и сбор предложений от граждан
Готовность к диалогу с населением, вовлечению гражданского общества в процесс принятия решений выражается также в очень конкретных инициативах, заявленных в программе. Например, о создании механизма открытого бюджета и привлечении населения к планированию бюджетных расходов, прежде всего, на местном уровне («Эффективная финансовая система»). Стоит отметить, что практика «бюджета участия» уже применяется в некоторых районах Нур-Султана и Алматы.
В блоке, посвященном трансформации политической системы, указывается, что «решения по значимым стратегическим проблемам будут приниматься с учетом точки зрения большинства населения путем опросов общественного мнения, а по наиболее важным – посредством референдумов».
В этом предвыборном обещании очевидна отсылка к многолетней общественной дискуссии о применении плебисцита как инструмента прямой демократии при принятии ключевых решений в экономике и политике. Надо сказать, что в последний раз общенациональные референдумы в Казахстане проводились в 1995 году, то есть четверть века назад, и касались принятия новой Конституции и продления полномочий президента Н. Назарбаева до 2000 года.
Ряд инициатив, заявленных в предвыборной программе, касается установления эффективной обратной связи с населением. Так, в блоке, посвященном трансформации политической системы, предлагается создать постоянно действующие пункты приема граждан, оперативной и прямой обратной связи с населением в каждом центральном и местном исполнительном органе. Будут открыты онлайн приемные и личные блоги первых руководителей всех уровней государственного управления, а чиновников, пренебрежительно относящихся к обращениям граждан, кандидат от партии Nur Otan обещает строго наказывать («Эффективное государственное управление»).
Собственно говоря, К-Ж. Токаев уже продемонстрировал высокую степень респонсивности к общественным запросам, начав свою агитационную кампанию с акции «Бiрге» («Вместе») по сбору пожеланий и предложений избирателей во всех регионах страны.
Наконец, в своей предвыборной платформе Токаев заявляет о намерении создать Национальный совет общественного доверия с участием наиболее достойных представителей казахстанского общества, в рамках которого будет проводиться общественная экспертиза важных законопроектов и общенациональных программ развития.
Эта инициатива напоминает общественные диалоговые площадки, действовавшие в первой половине 2000-х годов – Постоянно действующее совещание и Национальную комиссию по вопросам демократии и гражданского общества, которые сыграли свою роль в реформировании политической системы.
По-хорошему приземленная
В целом предвыборная риторика Токаева звучит по-хорошему приземленной и реалистичной. В программе не идет речи о громких дорогостоящих проектах и «стройках века», не ставятся амбициозные, но зачастую недостижимые задачи по созданию и развитию прорывных инновационных отраслей и производств.
Кандидат в президенты от партии Nur Otan делает акцент на неброских, но понятных простым казахстанцам вещах - стимулировании производства отечественных продуктов и услуг в разных отраслях, развитии экономики простых вещей («Динамичная экономика – основа благополучия»), зажиточном и современном ауле, создании условий для комфортной жизни граждан вне зависимости от места проживания и о внедрении принципа «шаговой доступности» общественных благ и услуг буквально в каждом городе, райцентре и крупном селе («Сильные регионы – сильный Казахстан»).
Апгрейд политического лексикона
Если вернуться к вопросу о преемственности, то следует, конечно, упомянуть прямые отсылки к стратегическим документам Елбасы. Практически на первых страницах предвыборной программы Токаева в качестве ключевой задачи указывается на вхождение Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира – это цель Стратегии Казахстан – 2050. Также действующий президент берет на себя обязательства по реализации Пяти институциональных реформ Елбасы - Плана нации, состоящего из 100 шагов.
В разделе «Образованная нация: современные стандарты образования» подтверждается намерение внедрить трехъязычия в системе школьного образования.
Любопытно, что некоторые действующие общенациональные проекты и программы в предвыборной платформе не упоминаются. Так в разделе, посвященном предпринимательству, опущена действующая до 2020 года (и ранее несколько раз пролонгированная) программа «Дорожная карта бизнеса», в разделе о финансовой системе – нет упоминаний о Международном финансовом центре «Астана», в разделе «Доступное жилье» - о программе «Нурлы жер», рассчитанной до 2021 года. Не упоминается в предвыборной платформе Токаева и программа модернизации общественного сознания «Рухани жангыру».
Означает ли это, что часть этих проектов и программ будет поставлена под утрату в ближайшем будущем? Или им просто предстоит пройти апгрейд в соответствии с видением нового президента? Как бы то ни было, обновление политического лексикона, которое так явственно ощущается в новом стратегическом документе за авторством К-Ж. Токаева, служит еще одним свидетельством наступления новой политической эпохи.
Поделиться: