Казахстан-2019: Грядет новая масштабная волна призыва во власть?
Автор: Жанар Тулиндинова
Саиров: Нацсовет общественного доверия должен впустить воздух свободы в казахстанское общество13 августа завершается публичное обсуждение проекта Указа президента РК «О некоторых вопросах Президентского кадрового резерва». 1 сентября начнется конкурсный отбор резервистов, и уже к концу года список из 300 молодых управленцев, которые смогут претендовать на должности высшего ранга – министров, акимов, председателей нацхолдингов и нацкомпаний и др. – будет сформирован.
Однако должного общественного внимания и широкого обсуждения эта инициатива не получила. Гораздо больше кипения страстей вызвал Национальный совет общественного доверия, хотя орган это общественный, скорее с консультативно-совещательным статусом. Тогда как Президентский кадровый резерв может в потенциале стать одной из самых масштабных кампаний призыва во власть с начала 90-х годов, когда и был сформирован костяк нынешней управленческой элиты Казахстана, известный также как команда Нурсултана НАЗАРБАЕВА.
Президентская гвардия
Впрочем, отсутствие должного общественного интереса к Президентскому кадровому резерву вполне объяснимо – тема формирования некоего резерва для назначения на административные должности корпуса «А» и «Б», в который отбирались бы лучшие из лучших, не первый год муссируется в Казахстане. Однако каких-то громких карьерных прорывов резервистов широкой публике неизвестно. Складывалось впечатление, что значимым социальным лифтом резерв так и не стал, и на должности высшего ранга назначались лица из «одной и той же потертой колоды карт».
Однако перед нынешними резервистами открываются куда более заманчивые перспективы, поскольку они смогут претендовать на политические должности. Если быть точнее, то резерв формируется для занятия трех групп должностей: отраслевой, региональной и административной.
В отраслевую группу должностей входят:
- министры Республики Казахстан, их первые заместители и заместители;
- первые заместители и заместители акимов областей, городов республиканского значения, столицы;
- председатели комитетов центральных исполнительных органов;
- председатели и члены правлений национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний.
Отраслевая группа должностей включает такие направления деятельности, как экономическая политика и государственное планирование; социальная политика; развитие инфраструктуры и промышленности; внешняя политика; правовая политика и безопасность;
В региональную группу должностей входят:
- акимы областей, городов республиканского значения, столицы;
- акимы городов областного значения, районов областей и районов в городах;
В административную группу должностей входят:
- ответственные секретари центральных исполнительных органов;
- руководители аппаратов Конституционного совета, Управления делами Президента Республики Казахстан, Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан, Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан);
- секретарь Высшего Судебного Совета Республики Казахстан – руководитель Аппарата;
- руководители аппаратов центральных исполнительных органов, в которых не введена должность ответственного секретаря;
- руководители аппаратов акимов областей, городов республиканского значения, столицы.
То есть речь идет о тех самых 300 политических и административных позициях, которые и составляют «президентскую гвардию», а значит, без всякого преувеличения речь идет о кардинальном обновлении управленческой элиты Казахстана.
Молодым везде у нас дорога
Отметим, что ставка делается на молодых специалистов – в резерв будут зачисляться лица моложе 35 лет со стажем не менее пяти лет. Причем, как пояснила председатель Агентства по делам госслужбы Анар ЖАИЛГАНОВА, в отборе примут участие представители всех секторов экономики, а не только госслужащие. Что, кстати, можно только приветствовать, поскольку в последние годы казахстанский госаппарат все больше замыкался на себе, занимался самовоспроизводством и практически не обновлялся новобранцами из бизнеса, производства, гражданского сектора, академической среды.
Зачисление в президентский резерв осуществляется сроком на три года. В этот период резервист может быть назначен на политическую или высшую управленческую административную должность, высшую руководящую должность в национальном холдинге или компании, конечно, при наличии соответствующего вакантного места.
Элите нужна поколенческая трансформация
Очевидно, что президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ намерен впрыснуть свежую кровь в управленческую элиту страны. По сути, он делает это уже сегодня, постепенно переводя чиновников второго эшелона – в первый. Особенно ярко эта кадровая политика отслеживается в назначениях глав регионов: акима Мангистауской области Серикбая ТРУМОВА, ранее занимавшего должность секретаря Мангистауского областного маслихата, акима Западно-Казахстанской области Гани ИСКАЛИЕВА, ранее заместителя акима этого региона, Ерлана АЙТАХАНОВА, ранее акима Отырарского района Туркестанской области.
Из назначений на центральном уровне можно назвать министра образования и науки Асхата АЙМАГАМБЕТОВА, ранее замакима Карагандинской области, министра экологии, геологии и природных ресурсов Магзума МИРЗАГАЛИЕВА, ранее вице-министра энергетики, заведующего Отделом внутренней политики Администрации президента Гани НЫГЫМЕТОВА, ранее заместителя заведующего этой структуры.
В недавнем интервью ИАЦ член Нацсовета общественного доверия, зампред Федерации профсоюзов Казахстана Ерлан САИРОВ отметил, что в обществе сформировался запрос на обновление управленческой элиты.
«Нужна поколенческая трансформация. Нужны новые лица. Люди устали от одних и тех же лиц, несменяемых в течение нескольких десятилетий. Нужны четкие и честные механизмы регулярной смены элит через определенный период. Как во всем мире. Пришла пора что-то с этим делать», - подчеркнул общественный деятель.
Что же, с логикой этих рассуждений трудно не согласиться. Очевидно, что транзит власти запустил и процесс обновления госаппарата. В свое время Нурсултан НАЗАРБАЕВ также создал свою команду, рекрутировав молодые таланты из регионов, бизнеса, академической среды, существенно обновив тем самым управленческий аппарат молодой суверенной страны – на гребне этой волны во власть пришли многие сегодняшние политические тяжеловесы, которые тридцать лет назад таковыми не являлись. А кто сегодня помнит имена Узакбая КАРАМАНОВА, в 1989-1990 годах занимавшего должность председателя Совета министров Казахской ССР, а затем премьер-министра Казахской ССР? Или Махтая САГДИЕВА – в 1989-1990 гг. председателя Президиума Верховного Совета Казахской ССР?
Так что к Президентскому кадровому резерву следует присмотреться повнимательнее как к весьма перспективному проекту.
Поделиться: