Каражанов: Степень жесткости действий Есимова в «Самрук-Казыне» зависит от степени доверия к нему президента

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Каражанов: Степень жесткости действий Есимова в «Самрук-Казыне» зависит от степени доверия к нему президента

На прошлой неделе «Самрук-Казына» напомнил о себе в информационном пространстве новостью о предстоящей оптимизации управленческих звеньев Фонда.

Затронув на заседании Совета по управлению АО «ФНБ «Самрук-Казына» вопрос повышения эффективности управления холдингом, глава государства констатировал, что до сих пор продолжает действовать многоуровневая система управления компаниями Фонда. Это, по мнению президента, «усложняет принятие решений, требует значительных финансовых ресурсов на содержание многочисленного административно-управленческого персонала». Чтобы решить эту проблему Нурсултан Назарбаев поручил сократить уровни управления холдинга.

Новостей о «решительных реформах» в «Самрук-Казыне» от Ахметжана Есимова и его команды ждали почти четыре месяца – со дня его назначения в Фонд в конце декабря прошлого года.

Первые шаги Есимова в качестве главы госхолдинга были многообещающими. Буквально в течение первых трех недель он сократил количество управляющих директоров с 10 до 5 и ввел штатную единицу заместителя председателя правления. Помимо этого, новый Ахметжан Смагулович почти на треть уменьшил количество департаментов и структурных подразделений «Самрук-Казыны» – с 37 до 27.

Однако затем новое руководство Фонда взяло паузу. О процессах, происходящих в холдинге, можно было судить только по косвенным признакам – например, оброненным президентом репликам, касающимся дальнейшей судьбы «Самрук-Казыны»

Так выступая 9 февраля на расширенном заседании правительства, президент задался вопросом, не создало ли государство в лице Фонда «новую мощную бюрократическую структуру», и предложил рассмотреть возможность подчинения национальных компаний напрямую правительству. Разумеется, после этих месседжей главы государства в воздухе повис вопрос, а не идет ли речь об упразднении ФНБ «Самрук-Казыны» как неэффективной надстроечной структуры.

Теперь этот вопрос вроде бы с повестки снят, а вот проблема повышения эффективности работы Фонда и входящих в него национальных компаний осталась. Мы побеседовали с политологом, главным редактором информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замиром Каражановым о том, какие реформы необходимы госхолдингу.

- Замир, какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять нынешнему руководству «Самрук-Казыны», чтобы повысить эффективность входящих в него национальных компаний?

- Очевидно, что многое в Фонде требует реформирования. И это касается не только «Самрук-Казыны» как управляющего холдинга, но и всего квазигосударственного сектора, в котором сегодня производится до половины ВВП страны и с которым – что вполне объяснимо – в Казахстане связывают успешное развитие экономики.

Таким образом, когда встает вопрос о дальнейшем развитии Казахстана, неизбежна и постановка вопроса о реформах в «Самрук-Казыне». Пока в квазигосударственном секторе не будет существенно повышена эффективность, мы обречены на низкие темпы развития экономики.

Впрочем, эта проблема характерна для всех стран, в которых установился режим так называемого «государственного капитализма» - к примеру, и Китая тоже.

Речь идет не просто об абстрактном «повышении качества управления», а об очень конкретных шагах: о приватизации, о вхождении в состав акционеров якорных инвесторов, о трансферте новых технологий, о цифровизации производственных и управленческих процессов. Компании, входящие в Фонд, должны стать подлинными флагманами национальной экономики. Сегодня они сами сталкиваются с рядом проблем – например, в связи со сложной ситуацией на сырьевом рынке, где упали цены, – и это вынуждает их искать, так сказать, «план Б».

- Тезис о сложившемся в Казахстане «государственном капитализме» звучит мало обнадеживающе. Быть может, дело в том, что «государственный капитализм» по определению не может быть эффективным?

- Действительно, как показывает международный опыт, государство в качестве хозяйственника не слишком эффективно. Поэтому важным шагом реформирования казахстанского квазигосударственного сектора должен стать его постепенный переход в конкурентную среду. Необходимость действовать в конкурентной среде – это едва ли не единственный инструмент мотивации к повышению эффективности. Все очень просто: в этом случае менеджмент компаний будет испытывать давление со стороны акционеров, которые будут требовать увеличения уровня прибыли.

Пока же компании будут находиться по крылом государства, которое за счет своих ресурсов амортизирует убытки и некачественное управление, у них не будет стимулов развиваться, менять менеджмент с нынешнего неповоротливого на мобильный и нацеленный на результат.

Полагаю, что ближайшим целевым индикатором эффективности для компаний, входящих в холдинг «Самрук-Казына», должен стать выход на региональный, а затем и мировой рынок. Пора бы им перерасти рамки небольшого казахстанского рынка.

Хороший пример этой стратегии – компания «Казатомпром», которая вошла в пятерку крупнейших компаний в мире по добыче урана.

Ну и тот момент, на котором акцентировал внимание президент, – сокращение посреднических, бюрократических по своей сути, управленческих структур. Ведь задача управляющего холдинга заключается в первую очередь в том, чтобы повысить эффективность нижестоящих компаний. Но фактически мы только и наблюдаем, как разрастается штат Фонда – и это несмотря на провозглашаемую трансформацию и оптимизацию.

- Вероятно, в связи с этим неконтролируемым ростом управленческого аппарата госхолдинга звучат предложения передать нацкомпании в подчинение правительству, чтобы и прибыль шла напрямую в бюджет.

- Тут вопрос не в том, кому будут подчиняться компании, а в том, в какой среде они работают. Реформировать квазигосударственный сектор можно и с «Самрук-Казыной, и без нее, можно и с правительством, и без него.

- Очевидно, что президент возложил на Ахметжана Есимова обязанности кризис-менеджера. Напомню, что на расширенном заседании правительства 9 февраля Нурсултан Абишевич отметил, что отправил бывшего главу национальной компании «Астана ЭКСПО-2017» в «Самрук-Казыну» в надежде, что он разберется во всем и доложит, что делать дальше с Фондом. Как вы считаете, достаточно ли у Есимова политического веса для того, чтобы решить судьбу холдинга?

- Согласен с тем, что и в «Самрук-Казыне», и в национальных компаниях будет огромное сопротивление реформам. Малая результативность программы трансформации госхолдинга связана с инерционностью и сопротивлением квазигосударственной бюрократии. Они сводят все усилия по оптимизации управления на нет.

Что можно сказать об Азметжане Есимове? Он хорошо зарекомендовал себя на предыдущих должностях: и в качестве акима Алматы, и в роли антикризисного менеджера НК «Астана ЭКСПО-2017». По крайней мере, он показала себя управленцем, ориентированным на действия, а не на разговоры.

Что касается того, насколько широки полномочия Ахметжана Смагуловича, выдан ли ему карт-бланш для проведения жестких мер – то во многом это зависит от степени доверия к нему со стороны президента. Судя по сделанным заявлениям, глава государства доверяет ему.

Жанар Тулиндинова (Астана)

Поделиться: