Как обустроить Астану? Интервью с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым
Автор: Жанар Тулиндинова
Недавно на площадке Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК состоялось заседание Казахстанско-российского экспертного IQ-клуба. Хедлайнером мероприятия стал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, который рассказал казахстанским экспертам, общественникам, журналистам и представителям госорганов об опыте трансформации Москвы в мегаполис, насыщенный технологическими и социальными инновациями, формирующими комфортную городскую среду, и поделился мнением, как этот опыт может быть применен в казахстанской столице. Предлагаем вашему внимание консолидированное интервью по итогам экспертной дискуссии:
- Сергей Олегович, перед заседанием IQ-клуба вы успели ознакомиться с Астаной. Какое впечатление на вас произвела казахстанская столица? Какие общие тренды в развитии Астаны и Москвы вы могли бы отметить?
- Я давно не бывал в Астане и на этот раз увидел много интересного. Город динамично развивается – и это здорово! Какие общие тренды в сфере градостроительства для Москвы и Астаны хотелось бы отметить? Это заметное изменение системы ценностей, которое мы наблюдаем сегодня и которое, на мой взгляд, очень позитивно.
Я говорю о том, что сегодня во главу угла в городских планировочных решениях ставится человек, его потребности и интересы. Наконец пришло осознание того, что главный ресурс государства – это не территория, не природные ресурсы, даже не производственные мощности, а человеческий капитал.
Борьба за его качество, связанное с уровнем развития образования, медицины, предоставляемого сервисом, возможностями досуга – это предмет главной заботы современного государства.
Именно эту задачу – переосмысления городского пространства в связи с новыми задачами – передо мной поставил Сергей Семенович Собянин, когда пригласил на работу в мэрию. Согласно новой концепции, Москва – это город не для промышленности, не для транспорта, в котором люди селятся в спальных районах с минимальным набором услуг, это, прежде всего, пространство с максимально комфортными условиями для жизни человека.
Была разработана программа трансформации Москвы. Причем речь шла о максимально сжатых сроках, поскольку мы не имели права ждать – нам предстояло форсированно пройти путь, для которого другим мировым мегаполисам понадобилось несколько десятилетий.
Результаты реализации программы – очевидны. На прошедшем недавно Moscow Urban Forum 2018 «Мегаполис будущего. Новое пространство для жизни» мы получили позитивный фидбэк от международных экспертов в сфере архитектуры и градостроительства. Сегодня Москва уверенно конкурирует с топовыми городами мира, укрепляя свои позиции в рейтингах, оценивающих комфортность городской среды.
Мы стремимся к тому, чтобы горожанам было удобно жить в Москве, чтобы Москва была модная и классная. Чтобы горожане, выезжая за рубеж, не охали-ахали и не сожалели о том, что им предстоит возвращаться в свое болотце, а наоборот, убеждались, что, скажем, в отношении развития цифровых технологий, тех же платежных систем, Москва опередила некоторые европейские столицы. К слову, сегодня в Москве можно в любом ларьке с мороженым произвести оплату с помощью сотового телефона, а замена документов в многофункциональных центрах (МФЦ) занимает считанные секунды.
Таким образом, формат взаимодействия между городскими властями и горожанином трансформировался от парадигмы «начальство – подчиненный» к «городская администрация – сервисодатель, горожанин – клиент».
- Вы упомянули развитие цифровых технологий и их влияние на комфортную жизнь горожан. Сегодня в Казахстане поставлена задача комплексно внедрять управление городской средой на основе концепции «Смарт Сити». Какими рекомендациями в этой сфере вы могли бы поделиться?
- Я, честно говоря, не очень верю в ключевое значение концепции «Смарт Сити» для развития современного мегаполиса. Во-первых, дискуссионный вопрос, что собственно можно отнести к технологиям «Смарт Сити»? Возможность проводить оплату через мобильный – это, безусловно, элемент «умного города». Если же речь идет об управлении светофором и движением автотранспорта с помощью искусственного интеллекта или об оснащении улиц камерами фиксации нарушений ПДД – то здесь, на мой взгляд, речь идет о естественном процессе внедрения технологий.
На мой взгляд, эти технологии должны развиваться эволюционно, по мере необходимости, а не насаждаться искусственно в виде готовых решений под общим зонтиком «Смарт Сити». Лучше сосредоточить усилия на том, как создавать и реализовывать востребованные классные проекты и не слишком заморачиваться по поводу того, как они связаны со «Смарт Сити». Впрочем, это мое субъективное мнение относительно этой концепции, которое я никому не завязываю.
- Сергей Олегович, Москва – это крупнейший мировой мегаполис, тогда как Астана – город с населением чуть больше одного миллиона человек. Ставит ли, на ваш взгляд, ограниченная численность населения казахстанской столицы барьеры для развития инноваций, создания современного, технологичного, «умного» города?
- Конечно, самые большие возможности для развития дают большие города. Хотя бы потому, что большое количество населения окупает строительство и функционирование крупных инфраструктурных проектов. Особенно показательно в этом отношении метро – это самый дешевый вид транспорта, с одной оговоркой, если есть возможность загрузить его большими объемами пассажиропотока. Если численность населения в городе небольшая, то строить метро и эксплуатировать его крайне дорого.
Отмечу, что в Москве сегодня активно идет строительство новых линий и станций метро, при этом загрузка этого вида транспорта несколько снижается, поскольку появляются альтернативы. Городу с миллионным населением, такому как Астана, конечно, сложнее развивать такой вид инфраструктуры.
В то же время хочу отметить, что в Астане очень хорошо обстоят дела с транспортом: нет пробок, нет проблем с передвижением по городу. Однако не стоит на этом успокаиваться. Стоит заранее, не дожидаясь наступления транспортного коллапса, с которым, к примеру, столкнулась Москва, предлагать альтернативу личному автомобилю – прокат самокатов и велосипедов, такси, общественный транспорт.
Думаю, надо смотреть точечно, какие именно инфраструктурные решения, проекты и технологии востребованы и актуальны для вашего города.
Хотя город с миллионным населением – это не так уж и мало. Хорошим ориентиром для Астаны могут стать европейские города, в том числе столицы. Взять хотя бы Хельсинки, население которого составляет чуть больше 600 тыс. человек. И это очень успешные, классные города.
Небольшие города имеют не только ограничения, но и свои плюсы, свои возможности. Во-первых, благодаря невысокой плотности населения доступность сервисов может быть даже выше, чем у жителя большого города. Во-вторых, в Астане есть свои персональные преимущества – практически неограниченные территориальные ресурсы, много земли. Можно развиваться и расти, при этом не увеличивая показатель плотности населения. Хотя определенная плотность населения все-таки нужна, современный комфортный город – это компактный город. Расползаться во все стороны городу нежелательно – это связано с оптимальной протяженностью инфраструктуры и коммуникаций. Во многом это объясняет, почему города, в том числе Астана, чаще стараются расти вверх, чем вширь.
- Какие «фишки» и градостроительные решения в Астане вам понравились? Может быть, вы что-то взяли на заметку? Что вы в свою очередь могли бы порекомендовать городским властям для того, чтобы сделать городское пространство более комфортной?
- Астану я знаю, в принципе, неплохо, вернее, знал, поскольку в 2010-2011 годах я часто приезжал сюда в командировки, работая над концепцией одного из городских районов. С тех пор я здесь не бывал. Сегодня мы проехали посмотрели выставочный комплекс ЭКСПО. Ранее, на ЭКСПО в Милане в 2015 году, где я готовил российский павильон, я ознакомился с его концепцией. Мне любопытно было взглянуть, что же получилось в итоге, поскольку проект мне показался очень сложным – и с точки зрения архитектуры, и в отношении исполнения. Сегодня я увидел, что получилось очень здорово.
Качество строительства и архитектуры выставочного комплекса, на мой взгляд, очень высокое. Для себя я отметил однозначный прогресс за восьмилетний период и в качестве исполнения, и в применяемых строительных материалах и технологиях. Это очень хорошо, поскольку для города важно развиваться, не стоять на месте, не почивать на лаврах.
Сегодня в сфере градостроительства и архитектуры, чтобы стоять на месте, нужно очень быстро бежать – постоянно придумывать что-то новое, стремиться стать лучше и лучше. Иначе ты начнешь проигрывать в глобальной конкуренции городов и идей.
Что еще можно сказать о новой (для меня, во всяком случае) Астане? Если остановиться на выставочном комплексе ЭКСПО, то, на мой взгляд, следующим шагом в развитии этого пространства должно стать его осмысление и наполнение функцией. Место классное, однако важно, чтобы оно и дальше развивалось и прогрессировало, а не стагнировало. Город вложился в комплекс – хороший принцип, когда на один вложенный государством рубль привлекается десять рублей инвестора.
Так в принципе и происходит – рядом с ЭКСПО появился торгово-развлекательный центр и гостиница. Однако пока это пространство выглядит безлюдным и пустоватым. Объемы пока гораздо больше, чем насыщение. Нужно подумать, как превратить этот район в новый центр городской жизни – отмечу, что город должен быть полицентричным – решить, чтобы еще туда можно привести, чтобы поднять престиж жизни в этом районе, чтобы люди хотели туда переезжать, жить и работать там. Причем я уверен, что такая работа уже ведется властями Астаны.
Еще один важный, на мой взгляд, момент для Астаны. В современной урбанистике очень актуальна тема комфортных общественных пространств. Однако она несколько входит вразрез с астанинским климатом. Насколько я помню, в Астане очень холодно зимой, жарко летом, плюс к этому сильные ветра и большие пространства. Что я запомнил за время проживания в Астане так это то, что здесь очень неуютно находиться на улице – желания пройтись и прогуляться по вечерней Астане в тот период у меня особо не возникало.
Очевидно, что нужны какие-то решения для того сделать городскую среду, общественные пространства более комфортными, располагающими к прогулкам. Например, рассмотреть возможность высадки больших деревьев. Астана озеленяется, но, как правило, высаживаются маленькие деревца – пока они вырастут, пройдет десятилетие. Мы вот в свое время задались целью высаживать в Москве максимально большие деревья – такие вы можете увидеть на Садовом кольце, на Тверской. Такие решения могут создать более комфортную среду для горожан, вывести их, наконец, в общественные пространства.
В завершение хотел бы подчеркнуть, как важно обмениваться опытом и идеями российским и казахстанским архитекторам и градостроителям. Это придает импульс развитию наших городов.
Поделиться: