Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Главный политический проект Токаева стартовал

Главный политический проект Токаева стартовал

08.09.2019

Автор: Жанар Тулиндинова

Теги:

Саиров: Нацсовет общественного доверия должен впустить воздух свободы в казахстанское обществоИтак, главный и, пожалуй, самый обсуждаемый политический проект президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА – Национальный совет общественного доверия – успешно стартовал. 6 сентября состоялось его первое заседание. Наиболее интересные тезисы и предложения членов Нацсовета уже, что называется, разошлись на цитаты. Однако куда важнее метасообщения и подтексты прошедшего заседания: это и принципиальное обновление формата публичных мероприятий с участием главы государства – без пиетета, без напускной торжественности. И новая роль власти в гражданском диалоге как модератора процесса, а не последней инстанции.

Бурное обсуждение, действительно, вызвало выступление известного экономиста, члена рабочей группы по экономике Рахима ОШАКБАЕВА. Во-первых, он указал на удручающие показатели Единого накопительного пенсионного фонда, за время существования которого (2013-2018 гг.) накопленная инвестиционная доходность составила 56,1%, а накопленная инфляция – 56,5%. При всей неэффективности административные расходы АО «ЕНПФ» составляют 20 млрд тенге ежегодно. «Мне очень тяжело представить, на что можно потратить 20 млрд тенге адмрасходов», - отметил экономист.

Еще один тезис из выступления Р. Ошакбаева о том, что «за последние десять лет государство оказало банкам прямой и косвенной поддержки более 20 млрд долларов США», особенно ярко прозвучал на фоне распространенной недавно в СМИ информации о баснословных бонусах членов правления казахстанских банков второго уровня за 2018 год. «Если смотреть строго на госрасходы, то можно прийти к выводу, что банки – это самая субсидируемая отрасль экономики», - констатировал экономист.

Пожалуй, самыми ожидаемыми были предложения рабочей группы по политической модернизации. Однако выступление известного политолога Айдоса САРЫМА было достаточно сдержанным и лапидарным – как и в послании президента реформы, направленные на политическую модернизацию, были обозначены, скорее, пунктиром. В то же время пятерка законов, требующих, по мнению казахстанской общественности, изменений в первую очередь, в выступлении А. Сарыма прозвучала – это законы «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан», «О политических партиях», «О средствах массовой информации», «О выборах в Республике Казахстан», «О Парламенте и статусе его депутатов».

Главные спорные вопросы и болевые точки казахстанской политсистемы в предложениях рабочей группы по политической модернизации также были зафиксированы. Это и введение уведомительного характера проведения митингов (поправки в Закон «О порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций в Республике Казахстан»); и снижения цензов для создания политической партии и ее государственной регистрации (Закон «О политических партиях»); и декриминализация клеветы (Закон «О средствах массовой информации»); и возврат к смешанной системе выборов в парламент и маслихаты, снижения порога прохождения в Мажилис для политических партий, а также переход к прямым выборам акимов сельских округов и районов (Закон «О выборах в Республике Казахстан»). Наконец, было предложено скорректировать Закон «О Парламенте и статусе его депутатов» в сторону большей независимости законодательного органа от исполнительной власти, соблюдения прав парламентской оппозиции и транспарентности деятельности парламента.

Вероятно, казахстанское общество ожидало от рабочей группы по политической модернизации большей духовитости и решительности. Однако, по-видимому, именно в сфере политических реформ лежат наиболее глубокие противоречия между ожиданиями общества и интересами политического истеблишмента – достаточно, вспомнить, какая жесткая отповедь в адрес мажоритарной избирательной системы прозвучала на заседании политбюро партии NurOtan. Видимо, члены Нацсовета намерены не форсировать события в этой сфере.

В целом можно выделить три акцента прошедшего заседания Нацсовета.

Во-первых, обращает на себя внимание обновляемый формат публичных мероприятий с участием главы государства в Казахстане. Безусловно, заседание прошло на должном, приличествующем статусу его участников уровне, однако без утомительной и архаичной торжественности. Очевиден рабочий настрой как самого президента, так и членов Нацсовета, которые обращались к главе государства с уважением, но без придыхания и пиетета. Власть в таком формате выглядит приземленнее и доступнее, способной слушать и слышать критику.

Во-вторых, программные установки озвучил, прежде всего, сам президент. Токаев в очередной раз обозначил свою приверженность постепенным и обдуманным, а не скачкообразным реформам. «Политические реформы мы будем осуществлять без забегания вперёд, продуманно и постепенно, но и не отставая… Реформы будут проводиться не ради реформ… Нужны новые решения старых проблем», - подчеркнул Токаев. Эти тезисы перекликаются и с прозвучавшей в его Послании мыслью о том, что «бессистемная взрывная политическая либерализация приводит к дестабилизация внутриполитической ситуации и даже к потере государственности», и с месседжами Елбасы о том, что казахстанское общество пока не готово к западным образцам демократии, которые он сделал на расширенном заседании политсовета Nur Otan.

Таким образом, Токаев еще раз продемонстрировал приверженность консервативному реформаторству.

Наконец, выступления членов Нацсовета показали, что наиболее принципиальные и ожесточенные дискуссии в рамках этого органа будут вестись, скорее всего, не в плоскости «власть – гражданское общество», а между самим представителями гражданского общества. Так заметно диссонировали выступления членов рабочей группы по экономике – экономиста Рахима Ошакбаева как сугубо прагматичное и строго подкрепленное цифрами и общественника Мухтара ТАЙЖАНА как крайне консервативное и идеально ретранслирующее фобии – гражданский активист предложил запретить не только продажу земли, но и сдачу ее в аренду иностранцам.

Очевидно, что составу Нацсовета предстоит долгий процесс согласований позиций и поиска консенсуса по многим принципиальным вопросам в рамках рабочих групп. В случае, если в рамках Совета удастся выработать единую консенсусную гражданскую платформу, а власть выступит модератором этого процесса – это будет еще один отложенный долгосрочный эффект от главной политической инициативы К-Ж. Токаева.

Фото Sputnik Казахстан



Теги: 

0
Барсаев Жанкельды
Господин Президент! То, что происходит в сфере госслужбы, а именно, что творят судьи страны - вопиющее беззаконие! У 81-летней больной пенсионерки, ветерана труда, служители закона фактически отняли квартиру. Она проживает там уже более 17 лет, но оформить её не сможет никогда, потому что судьи вынесли заведомо неправосудные судебные акты! Эти решения необоснованны, абсурдны и несправедливы, а потому незаконны!!! О грубейших нарушениях знает вся прокуратура от района до столицы. Это умышленное служебное бездействие, господин Президент! Я многократно, через соцсети и Администрацию Президента, обращаюсь к Вам! Но Вы молчите! А между тем, я не прошу у Вас ничего лишнего! Я лишь строго придерживаюсь действующего законодательства, где указано, что госслужащий при необходимости обязан информировать вышестоящее должностное лицо о существующей проблеме. Эта проблема, проблема некачественного и недобросовестного исполнения своих должностных обязанностей госслужащими, встала во весь рост на уровне республики! Задумайтесь! Простое гражданское дело, которое обязаны были решить в суде района в течение 1-2 месяцев, не решается по справедливости уже 5-й год! Это несложный, по сути, вопрос 5-й год мурыжат до бесконечности, 5-й год судьи никак не могут принять законное и справедливое решение, 5-й год об этом читает вся страна! Потому как именно по этому вопросу уже прошло 15 освещений в СМИ! Более того, обо всех обстоятельствах этого скандала знает буквально вся Администрация Президента! Знает, но не предпринимает никаких действий по защите прав и свобод граждан своей страны!!! Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Я прошу Вашей должной реакции на этот беспредел и произвол! Считаю, что Вы не должны отворачиваться от таких резонансных случаев бесцеремонного извращения законов страны! Посмотрите, что творят государственные служащие на своих рабочих местах!!! http://contur.kz/comment/352318, https://www.youtube.com/watch?v=4k4uEtRMs20, https://almakz.info/archives/1778. Я, Ваш подчинённый, госслужащий низшего звена, информирую Вас об этих безобразиях и готов на любую проверку своих доводов! При условии, что эта проверка будет проведена силами КНБ РК, Агентства по противодействию коррупции и Администрации Президента, то есть честно и принципиально, так как действия судов и прокуратуры уже не вызывают доверия! Я повторно прошу Вашей аудиенции! Вы узнаете из первых уст шокирующие факты ужасающих безобразий!!! С уважением к Вам, госслужащий Барсаев Жанкельды
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение