Ержан Багдатов и Галым Байтук. «100 новых лиц Казахстана»: ярмарка тщеславия или социальный лифт.
Автор: Жанар Тулиндинова
Пока внимание казахстанской общественности приковано к разработке нового казахского алфавита и графики на основе латиницы, другой проект, также входящий в программу модернизации общественного сознания – «100 новых лиц Казахстана» – остается в тени. Между тем споров вокруг этого проекта отнюдь не меньше.
В августе на заседании Национальной комиссии по реализации программы модернизации общественного сознания было объявлено количество поступивших заявок – свыше полутора тысяч. В этот момент в адрес проекта посыпалась критика, поскольку в числе номинантов на «100 новых лиц» оказались почтенные аксакалы от мира науки и искусства, академики и даже покойные деятели. Тогда как, по представлению общественников, проект должен открывать новые лица и новые имена.
Мы побеседовали с активистами проекта о том, каковы критерии отбора новых лиц, чьи истории успеха должны стать образцом для подражания, кто должен стать новым персонифицированным брендом современного Казахстана.
Ержан Багдатов, член инициативной группы «Бюро 100»:
- Поначалу у меня тоже был скептический настрой относительно перспектив проекта. Кем будут эти сто новых лиц? Не будут ли это те же самые люди, которые давно примелькались на экранах телевизоров и в социальных сетях? Каким будет развитие проекта?
Уже в ходе обсуждения этой темы, в том числе в социальных сетях, мы решили объединиться в инициативную проектную группу «Бюро 100». Для нас важно было уяснить для себя, по каким критериям можно определить, что человек достоин войти в число «100 новых лиц Казахстана»?
В мире существует множество форматов, методов поиска новых лиц и талантов. Такие общественные движения есть в России, Беларуси, других странах постсоветского пространства. В России неоднократно пытались создать краудсорсинговые платформы по поиску новых лидеров. Любая страна в переломный момент своего развития заинтересована в том, чтобы найти людей, которые преодолевают стереотипы и системные препятствия, имеют нешаблонное мышление, пытаются изменить мир.
Я не говорю о звездах шоу-бизнеса, именитых спортсменах, я говорю о людях, которые живут среди нас и меняют жизнь своим ежедневным трудом. Однако их подвиги зачастую незаметны, и они не делают себе имя. Мне думается, что идея и задача проекта «100 новых лиц Казахстана» заключается именно в том, чтобы открывать их имена, чтобы казахстанцы узнали истории их успеха.
Ведь что такое модернизация сознания? Это формирование нового типа мышления: не ждать опеки от государства, самим инициировать изменения, стремиться воплотить свои мечты в жизнь.
Конечно, в реализации любой программы есть перекосы. Так случилось и с проектом «100 новых лиц»: на мой взгляд, некоторые люди не поняли его цели. Я не удивляюсь, почему заявки на участие в проекте подают уважаемые деятели искусства, целые трудовые коллективы предлагают заслуженных профессоров и академиков. Они воспринимают этот проект как еще одну возможность получить большую известность, привилегии, быть признанными на уровне республики, войти в пул.
Однако наша инициативная группа видит цели проекта совсем иначе и в соответствие со своим видением подыскивает соответствующих номинантов. Концепция проекта предполагает, что лица и имена не должны быть распиаренными, примелькавшимися. К примеру, это может быть социальный предприниматель, который трудоустраивает инвалидов, - человек, сам переживший очень сложную жизненную ситуацию, но сумевший преодолеть трудности и способный поверить в других. Или пожарный, спасший людей из огня и при этом не сообщивший об этом своему начальству. Или хирург, каждый день спасающий людям жизни. Уверен, что истории таких людей вызовут симпатии и соберут голосов не меньше, чем известная медийная персона.
Есть еще один момент – наша культурная традиция, менталитет располагает к тому, чтобы оказывать знаки уважения и почета аксакалам, тогда как молодежь остается в тени. Еще одна цель проекта – преодолеть этот барьер, дать дорогу молодым и еще непризнанным. В этом и заключается модернизация общественного сознания – в постепенном отказе от стереотипов. Полагаю, голосование за участников проекта покажет – готовы ли мы к этому.
Галым Байтук, президент Казахстанского альянса блогеров:
- Модернизация общественного сознания – это очень важный и нужный проект Президента. Хотел бы отметить, что прежние акординские идеологи упустили очень важный момент – многое из того, что делается сегодня, надо было делать лет пять назад, еще до развития социальных сетей и новых медиа. Тогда мне приходилось слышать, что наша главная идеология заключается в посланиях Президента, а больше ничего и не надо.
Однако на поверку оказалось, что акцент в них был смещен на экономику, производство, финансовый сектор – программу форсированной индустриализации, общество всеобщего труда, поддержку банков, тогда как сфера идеологии осталась где-то на задворках общественной жизни. Как воспитывать молодое поколение? На каких ценностях? Какие нужны духовные скрепы нашему обществу? Какие фронтальные направления идеологии и прямые идеи нужны народу? Эти вопросы остались без внимания. Поэтому мы получили идеологический вакуум.
С разработкой новой программы модернизации общественного сознания «Рухани жаңғыру» и таких ее составных частей, как переход на латиницу, «Сакральный Казахстан», «100 новых лиц» ситуация, на мой взгляд, изменилась кардинально. Это позволило поднять народную мысль, создать основу для новой казахской идентичности.
Однако кое-что вызывает лично у меня опасение. Как обычно получается: Президент говорит одно, а наши чиновники выхолащивают его идеи, раздавая деньги налево-направо. Поэтому на этот раз Президент очень четко определил проекты.
Каким должно быть наполнение проекта «100 новых лиц Казахстана»? На мой взгляд, это должны быть люди, которые завтра будут доносить до казахстанцев новые идеи. Нужны люди авторитетные и известные. В то же время целесообразным было бы установить возрастной ценз до сорока лет, поскольку это должны быть люди новой формации, становление которых происходило уже в независимом Казахстане.
Когда же мы видим в числе заявок людей преклонного возраста и даже ныне покойных уважаемых аксакалов, то это говорит о непонимании идеи проекта. Конечно, эти люди многое сделали для Казахстана, но они не могут претендовать на статус новых лиц.
Полагаю также, что номинанты должны обладать определенными ораторскими качествами, из них нужно создавать ньюсмейкеров. Взять, к примеру, бизнесмена, который предположительно войдет в число «100 новых лиц» – он должен стать рупором нового поколения предпринимателей. А когда заявку подает ремесленник, который мастерит поделки и сувениры в национальном стиле… Да, это, безусловно, занимательное хобби, но такие истории не придают импульс всем казахстанцам, они замкнуты на одной узкой сфере. А люди, которые войдут в пул «100 новых лиц Казахстана», должны быть яркими многосторонними универсальными личностями. Именно таких людей и следует искать по всему Казахстану. Среди 18 миллионов жителей, думаю, такие найдутся.
Поэтому нам необходимо сформулировать «квалификационные» требования для ста новых лиц. К сожалению, когда эти флажки не были расставлены, казахстанцы стали просто-напросто предлагать в номинанты свою родню - «агашек», «татешек» и прочих родственников. Это неправильно.
На мой взгляд, необходимо разделить эти сто «вакансий» по сферам деятельности – бизнес, спорт, наука, образование, медицина. И эти люди должны стать авторитетами, лидерами в своей отрасли.
Возможно также, следовало бы распределить места в пуле по регионам. Участники списка должны работать в поле, встречаться с людьми – вплоть до того, что нужно составить график посещений регионов.
Сто новых лиц должны стать идеологами общественной модернизации в Казахстане. Эти люди должны работать с населением, чтобы все не закончилось на красиво оформленном сайте. Для этого необходимо дать им дальнейшие цели, «раскручивать» и пиарить их. К сожалению, новых лиц у нас, действительно, очень мало. Одни и те же лица – и в гражданском секторе, и на госслужбе, и в образовании, и в искусстве.
Нужно создавать условия для развития этих людей. Нужно продвигать их на центральные телеканалы, республиканские газеты, информационные порталы. Тот факт, что этот проект курирует Министерство информации и коммуникаций обнадеживает: значит, СМИ не останутся в стороне. Причем это необходимо делать планомерно, на системной основе. В этом и состоит главная задача проекта.
Найти сто новых лиц достаточно просто, по сути, это план-минимум. Гораздо важнее понять, в чем будет заключаться развитие проекта, содержание их работы. Полагаю, что замысел Президента состоит в том, чтобы эти люди стали проводниками идей государственности и независимости.
Сейчас я боюсь того, что вокруг проекта и отбора номинантов будет звучать много претензий: почему убрали этого уважаемого «агашку»? Почему не включили этого почтенного аксакала? Не исключены даже скандалы. Придется обосновывать отсев каждого кандидата. Как резать по живому, когда не были заранее оговорены требования к участию в конкурсе? К сожалению, обиды неизбежны. В этом случае необходимо проявить принципиальность.
В заключение добавлю, что, на мой взгляд, необходимо разработать знаки отличия для участников проекта. Также должна быть предусмотрена ротация. Нужно обновлять список «100 новых лиц» на 10-20% ежегодно. Ведь растет новое поколение, появляются новые лица. Все это требует огромной кропотливой работы, рассчитанной на долгосрочную перспективу, а не на быстрый эффект.
Поделиться: