Эксперты о саммите ШОС в Астане: в ЕАЭС обострится конкуренция за китайские инвестиции

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Обострит ли двусторонний подход к партнерству конкуренцию за китайские инвестиции в рамках ЕАЭС?
Эксперты о саммите ШОС в Астане: в ЕАЭС обострится конкуренция за китайские инвестиции

Первый день работы саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане превратился в бенефис китайских инвестиций и совместных казахстанско-китайских проектов. Нурсултан Назарбаев и председатель КНР Си Цзиньпин дали символический старт новым железнодорожным транзитным маршрутам между портом Ляньюньган и Хоргосом, объявили о новых инвестиционных проектах на сумму 8 млрд долларов, наконец, казахстанских лидер с особым удовлетворением отметил 30%-ный рост товарооборота между Казахстаном и Китаем, что на фоне падения показателей внешней торговли республики с другими странами подсвечивает казахстанской-китайские перспективы особым оптимизмом.

Таким образом, Казахстан еще раз подтвердил статус основного реципиента китайских инвестиций в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) – в настоящий момент на него приходится 85% притока капитала из КНР. В то же время такой фокус на двустороннем экономическом сотрудничестве ставит под сомнение эффективность на этом поле многосторонних структур, в том числе самой ШОС.

Напомним, что одним из приоритетов председательства Казахстана в ШОС в 2016-217 гг. было обозначено развитие экономического сотрудничества и раскрытие транспортно-логистического потенциала организации. По мнению доцента Киргизско-российского славянского университета Наргизы Мураталиевой эти сферы по сей день является наиболее слабым звеном в организации. Из ощутимых результатов эксперт выделила только принятое и вступившее в силу Соглашение о создании благоприятных условий для автомобильных перевозок.

Мураталиева подчеркивает наметившийся еще на майском форуме «Один пояс один путь» в Пекине тренд – смещение акцента с сотрудничества в многостороннем формате на двустороннее взаимодействие. В первую очередь, это касается сопряжения китайской инициативы «Один пояс один путь» (ОПОП) и ЕАЭС.

«Во время форума в Пекине совсем мало говорилось о сопряжении ЕАЭС и ОПОП и его результатах. Зато за время существования инициативы ОПОП была проделана большая работа на двустороннем уровне между странами Центральной Азии. Более того, на мой взгляд, можно уже наблюдать новый тренд в политическом дискурсе китайских дипломатов и экспертов – теперь термин сопряжение все чаще употребляется в связке с национальными программами стран ЦА, а не с интеграционным объединением ЕАЭС: ОПОП и «Нурлы Жол» в кейсе Казахстана, ОПОП и «Таза коом» в кейсе Кыргызстана и так далее. Смею предположить, что, получив практические результаты от синхронизации программы «Нурлы Жол» и ОПОП, Китай начал продвигать подобную витрину взаимодействия и с остальными странами Центральной Азии», - делится прогнозами эксперт.

В подобной вариации появляются высокие шансы получить общую картину сопряжения, но уже без согласования с Россией и ЕАЭС, считает Мураталиева.

«Ведь многосторонний формат сопряжения проходит достаточно долго и затруднительно, в отличие от двустороннего», - объясняет эксперт логику этой стратегии.

Не исключено, что подобный подход обострит конкуренцию за китайские инвестиции в рамках ЕАЭС.

«Рациональным является стремление любого государства получить инвестиции для развития собственных программ, в силу чего, конечно, можно говорить и о конкуренции за китайские инвестиции. Кыргызстан, безусловно, заинтересован в китайских инвестициях, однако для этого необходимо провести серьезную работу над укреплением государственных институтов и созданием благоприятного инвестиционного климата. Беларусь и Армения географически отдалены от Китая, а отношения с Россией во многом обусловлены обозначенным, но не получившим практической реализации сопряжением», - комментирует доцент Киргизско-российского славянского университета.

Мураталиева отмечает, что Пекин придает Казахстану особое место в инициативе ОПОП с учетом общей протяженной границы и наличия историко-цивилизационных факторов. «Казахстан также является для Китая надежным источником топливно-энергетических ресурсов и емким, досягаемым рынком сбыта, по сравнению с другими участниками ЕАЭС», - подчеркивает кыргызский эксперт.

По мнению Мураталиевой, Казахстан выгодно отличается от других участников ЕАЭС инвестиционным климатом: в республике действует облегченное налоговое законодательство (облегченный порядок получения разрешений на строительство, применение упрощенных процедур регистрации прав собственности), помимо этого РК занимают относительно хорошую позицию в рейтинге Doing Business (на 2017 год у Казахстана 35 место, Россия – на 40, Армения – на 38, Беларусь – на 37, Кыргызстан – на 75).

«В ракурсе политической стабильности стоит отметить достаточно сильные государственные структуры и качество государственного управления. В геополитическом отношении – это позитивная роль Казахстана в качестве медиатора на мировой арене, а также отсутствие противостояния и санкционной войны с Западом», - говорит Мураталиева.

Также доцент Киргизско-российского славянского университета отмечает хорошие предпосылки для гуманитарного сотрудничества, в частности, достаточное успешное взаимодействие по линии обмена студентами и деятельность институтов Конфуция.

«В Казахстане достаточно высоким спросом пользуется получение образования в Китае. В этом же аспекте стоит выделить школу китаеведения в Казахстане, которая поддерживает политическую элиту в вопросах экспертного сопровождения принятия политических решений, а также выгодно выделяется на фоне недостатка кадров в других центральноазиатских государствах. И тут нужно учитывать, что все эти факторы в комплексе создают хороший фундамент для выстраивания двусторонних отношений, а значит, и для реализации инвестиционных проектов», - резюмирует Мураталиева.

Гвоздем второго дня работы саммита ШОС, безусловно, станет проанонсированное казахстанским президентом на встрече с председателем КНР вступление Индии и Пакистана в организацию. Оценки экспертного сообщества этого события поляризируются. Звучат как пессимистические прогнозы о том, что вступление в ШОС двух новых крупных игроков сделает организацию еще более «дисфункциональной», так и оптимистические, делающие акцент на росте ее международного веса. Эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента РК Руслан Изимов отмечает, что для действующих членов ШОС это решение является «неприятным» компромиссом:

«Если откровенно, то страны-основатели ШОС, как могли, тянули процесс расширения организация, особенно за счет включения в нее достаточно «проблемных» Индии и Пакистана. Объявлялся мораторий, придумывались разные требования к кандидатам и, наконец, долго рассматривались уже заполненные заявки Дели и Исламабада. Все понимали, что дальнейшее затягивание этого вопроса может ударить по репутации ШОС. Ведь, Шанхайская организация всегда громко заявляла о своей открытости, и все основополагающие документы предполагали ее беспрепятственное расширение», - говорит Изимов.

Что касается влияния расширения ШОС на центрально-азиатские республики то, по мнению эксперта ИМЭП, в потенциале это открывает перед ними возможности диверсификации экономических и политических рисков.

«О минусах расширения ШОС говорят все: о превращении ее в еще более аморфную организацию, о смещении фокуса внимания с Центральной Азии на Южную, об образовании неких внутренних коалиций Россия-Индия и Китай-Пакистан. Но вместе с тем нам, Казахстану и другим странам Центральной Азии, было бы правильнее подумать о том, как использовать складывающуюся ситуацию в своих интересах. Объективно говоря, страны Центральной Азии все больше подпадают под серьезное экономическое (и не только) влияние Китая. Отчасти это происходит на фоне значительного ослабления экономического потенциала России. В этой ситуации, единственно верным для республик региона является диверсификация: путей экспорта, источников инвестиций и в целом списка ключевых экономических партнеров. В этом контексте Индия с ее экономическим потенциалом и минимальными политическими интересами в регионе идеально подходила бы на роль балансира», - считает Изимов.

До недавнего времени рост влияния Индии в Центральной Азии всячески тормозился в силу объективных и субъективных факторов. Наличие же регулярной площадки для встреч предоставит центрально-азиатским республикам более широкие возможности для привлечения индийского бизнеса и инвестиций, тем более, что, судя по заявлениям Нарендра Моди, сделанным им в ходе его центральноазиатского турне в прошлом году, индийские власти в этом заинтересованы, подытоживает Изимов.

Поделиться: