Что не удалось Кул-Мухаммеду? Что должно получиться у Ашимбаева?

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
Что не удалось Кул-Мухаммеду? Что должно получиться у Ашимбаева?

Материалы по теме:

Нур Отан и бег по кругу 

Nur Otan Talks: перемен требуют наши сердца 



Кадровая рокировка в партии власти, произошедшая на прошлой неделе, в процессе которой 57-летнего Мухтара Кул-Мухаммеда на должности первого зампреда «Нур Отана» сменил 47-летний Маулен Ашимбаев, была привычно истолкована в духе необходимости омоложения состава партии, прихода в нее новых лиц – управленцев современной формации, готовых к открытому диалогу с обществом и модернизации партии.

Эти уже порядком набившие оскомину тезисы в данном случае выглядят не слишком убедительными. Во-первых, Кул-Мухаммед всего на десять лет старше Ашимбаева, несправедливо представлять его не способным к модернизации «старцем». Во–вторых, тех комментаторов, которые автоматически приравнивают более молодой возраст к большей открытости, либеральности и модернизационности, наверняка, ждет разочарование.

Зачастую, новая формация казахстанских элитариев куда более консервативна, закрыта и склона к «закручиванию гаек», нежели их предшественники. Сравнить хотя бы бывшего министра культуры и информации 61-летнего Ермухмета Ертысбаева, великолепного спикера, охотно разъяснявшего «тайные замыслы Акорды» и тем самым способствовавшего большей открытости власти перед обществом. И нынешнего министра информации и коммуникаций Даурена Абаева, которому нет и сорока лет, но которой в своем публичном имидже ни на йоту не отступает от образа бюрократа.

Вероятно, это связано с тем, что молодое поколение казахстанской элиты возмужало в стерильных условиях кабинетов левобережной Астаны, и знакомство с властной иерархией и ее строгим регламентом для ее представителей произошло на самой заре трудовой деятельности, определив тем самым их управленческий стиль. Маулен Ашимбаев, чья карьера связана исключительно с государственной службой, не составляет в этом ряду исключение.

 

Мы в ответе за тех, кому оказали протекцию?


Очевидно, что отставка Кул-Мухаммеда связана с чем-то более существенным, нежели настоятельная потребность в более молодом и фотогеничном первом зампреде «Нур Отана». Для астанинских старожилов она не стала неожиданностью – о ее неизбежности заговорили еще год назад после отставки и скандального ареста замруководителя Администрации президента Баглана Майлыбаева, протекцию которому некогда оказал Кул-Мухаммед.

Казахстанским элитариям не впервой быть в ответе за тех, кого они ввели в коридоры власти. Достаточно вспомнить отставку с поста руководителя Администрации президента Аслана Мусина в сентябре 2012 года, последовавшую за скандальными уголовными делами в отношении братьев Бергея и Аманжана Рыскалиевых, причислявшихся к команде Мусина. Позже стало известно, что экс-акиму Актюбинской области и его брату-депутату вменялось не только казнокрадство, но и причастность к трагическим событиям в Жанаозене 16-17 декабря 2011 года.

Правда, политическая карьера Аслана Есболаевича оборвалась не вдруг – сначала он получил назначение в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. И хотя статус председателя Счетного комитета и руководителя Администрации президента несоизмеримы, все-таки складывалось впечатление, что Мусин остался в президентской обойме. Однако последовавшие за этим три года посольской миссии в незначительных балканских странах и прошлогодняя отставка в связи с достижением пенсионного возраста подтвердили предположение о том, что скандальное дело Рыскалиевых стало причиной опалы Аслана Есболаевича.

По схожим лекалам сложилась судьба экс-сенатора и некогда могущественного председателя КНБ Нуртая Абыкаева, протеже которого Нартай Дутбаев, также возглавлявший органы госбезопасности, был осужден в прошлом году на 7,5 лет за разглашение госсекретов – недавно состоялся еще один судебный процесс, в результате которого срок наказания для Нартай Нуртаевича вырос до 12 лет. Напомним, что в июле прошлого года Абыкаев был отправлен в отставку с должности сенатора.

 

«Нур Отан»: попытки модернизироваться


Нельзя сказать, что Кул-Мухаммед не пытался отсрочить или еще лучше отменить свою отставку. В течение последнего года «Нур Отан» довольно смело заявил о себе в публичном пространстве нетривиальными пиар-ходами. По аналогии с TED Talks была запущена дискуссионная площадка Nur Otan Talks.

Первое ее заседание, посвященное теме «Астана – облик будущего», прошло малозаметно. Однако ноябрьский Nur Otan Talks, приуроченный к проблематике модернизации партии, спикерами которого стали такие лидеры общественного мнения как политолог Айдос Сарым, продюсер и комик Нуртас Адамбай, экономист Рахим Ошакбаев, давшие довольно критическую оценку партии власти (Сарым, к примеру, назвал «Нур Отан» фейком), был расценен как «признак глубоких перемен в партии власти».

Приглашение на должность секретаря партии акима Шымкента Габидуллы Абдрахимова и вовсе можно было расценить как ход конем со стороны Кул-Мухаммеда. Мало того, что 43-летний Абдрахимов всем своим обликом воплощает чаяния казахстанского общества о чиновнике новой формации, у него еще имеется в активе опыт антикризисного пиара. Напомним, что после скандального дела бизнесмена Кайрата Жамалиева, в которое Абдрахимов имел несчастье «вляпаться», ему все-таки удалось восстановить и даже укрепить позитивный имидж.

Тем не менее, все эти шаги помогли лишь отсрочить отставку Кул-Мухаммеда. Позволим себе не согласиться с мнением известного казахстанского политолога Султанбека Султангалиева, высказавшего в интервью Today.kz мнение, что Сенат станет для Кул-Мухаммеда местом временного пребывания до следующего значимого назначения.

Увы, если Мажилис является своего рода кадровым резервом для казахстанской управленческой элиты, то Сенат в последние годы превратился в «место последнего упокоения» политических тяжеловесов. Когда вышеупомянутый Нуртай Абыкаев или экс-генпрокурор, экс-министр юстиции и экс-глава финансовой полиции Рашид Тусупбеков получали назначение в Сенат, многим тоже казалось, что это временное затишье в их карьере, и они вот-вот снова будут призваны на ответственные посты. Однако этого так и не произошло. Вероятно, так будет и в случае с Кул-Мухаммедом.

 

Прорыв после застоя


Маулен Ашимбаев наряду с нынешним акимом Алматы Бауыржаном Байбеком и вышеупомянутым Габидуллой Абдрахимовым относится к плеяде молодых подававших надежды чиновников, ярко засиявшей в конце нулевых – начале десятых годов. Тогда Маулену Сагатхановичу прочили вертикальный карьерный взлет и блестящие назначения.

Однако в октябре 2011 года Ашимбаев ушел в отставку с должности замруководителя Администрации президента, а затем, в январе 2012 года, стал депутатом Мажилиса и возглавил Комитет по международным делам, обороне и безопасности нижней палаты парламента. Несмотря на звучное название сложно сказать, что должность председателя парламентского комитета стала для Ашимбаева карьерным прорывом.

Достаточно вспомнить его предшественников на этом посту – дипломата Нурбаха Рустемова, который пересидел в кресле председателя Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса с 2007 по 2009 год до назначения послом в Иран, и Амзебека Жолшибекова (2009-2011 гг.), которого можно отнести разве что к категории номенклатурных середнячков, чтобы убедиться: шесть лет пребывания в законодательном органе страны были, по сути, застоем в карьере Ашимбаева.

Таким образом, его назначение первым зампредом «Нур Отана» можно расценить как прорыв после застоя.

 

Чего ждут от Ашимбаева?


Какие задачи будут поставлены перед Мауленом Ашимбаевым в новом статусе?

Очевидно, что от партии власти сегодня ждут чего более существенного, чем активизация работы общественных приемных, возобновления работы постов партийного контроля и дисциплинарных комиссий при партии. О том, какого рода модернизационных идей ждут от «Нур Отана» можно судить по публичным высказываниям и инициативам нынешнего главного идеолога партии Габидуллы Абдрахимова.

В ноябре прошлого года Абдрахимов, выступая в «Назарбаев Университете», предложил идею проведения партийных праймериз для номинирования кандидатов на должность акимов областного центра. По мнению секретаря партии «Нур Отан», это позволило бы ввести элемент состязательности в процесс назначения акимов, а также обеспечило кандидатов неким подобием общественной поддержкой.

В конце января нынешнего года Абдрахимов опубликовал в газете «Казахстанская правда» статью «Воспользоваться новыми возможностями», в которой озвучил три инициативы:

- централизовать все госзакупки, создав отдельный орган, которая будет проводить все тендера для министерств, акиматов и национальных компаний;

- сократить на 30-50% госаппарат, направив сэкономленные деньги на повышение зарплаты госслужащим;

- интегрировать систему спутникового мониторинга земель с базами налоговых и судейских органов для выявления неиспользуемых и не возделываемых земель.

Очевидно, что эти инициативы – хотя многие из них отнюдь не новы и на разные лады склоняются последние 15-20 лет – представляют собой смелую заявку на реформирование госаппарата. Вероятно, в этом же фарватере – генерирования идей для повышения эффективности казахстанской системы государственного управления – и будет продолжена работа партии. Претворить масштабные реформы госаппарата в жизнь Маулену Ашимбаеву самостоятельно, конечно, не под силу, но сделать подачу другим игрокам команды Елбасы – вполне.


Теги: Казахстан

Поделиться: