А. Кусаинов: Казахстанскому обществу дан четкий месседж: бунтуйте и митингуйте – и будут вам деньги

Дата:
Автор: Жанар Тулиндинова
А. Кусаинов: Казахстанскому обществу дан четкий месседж: бунтуйте и митингуйте – и будут вам деньги

Прошедший в конце февраля съезд партии «Нур Отан» не принес политических сенсаций, однако для социальной сферы он стал прорывным. Меры социальной поддержки, озвученные президентом Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ, можно назвать беспрецедентными. Впервые средства из Нацфонда в размере 1 трлн 350 млрд тенге были выделены не банкам или отдельным отраслям экономики, а на повышение зарплат и пособий малоимущим казахстанцам.

Напомним, что речь идет о выделении 980 млрд тенге в течение 2019-2021 годов на повышение заработных плат низкооплачиваемым бюджетникам (на 30%) и низовым работникам исполнительных органов районного и областного уровня (на 25%). Дополнительные 300 млрд тенге будут направлены в 2019-2021 годах на пособия для многодетных семей в размере 20,7 тыс. тенге на каждого ребенка.

Помимо этого президент поручил выделять 50 млрд тенге ежегодно в течение семи лет для строительства 40 тыс. арендных квартир для многодетных семей в рамках программы «Нурлы жер» и такой же суммы – Жилстройсбербанку для выдачи многодетным и неполным семьям, а также семьям с детьми-инвалидами льготных жилищных займов под 2-3%.

Эти инициативы были встречены казахстанским обществом в целом позитивно. Однако прозвучало также мнение, что Казахстан постепенно превращается в страну халявщиков, иждивенцев и популистов. Высказывались опасения, что раздача пособий разгонит инфляцию. Наконец, правительство даже обвинили в расточительности на почве популизма. Мы побеседовали с известным казахстанским экономистом Айдарханом КУСАИНОВЫМ о том, выдержит ли казахстанский бюджет и Нацфонд курс на популизм в социальной политике.

Эксперт отметил, что каких-либо существенных сдвигов в социально-экономической политике казахстанского правительства, по сути, не произошло – просто людям решили дать денег из Нацфонда.

«На реализацию всех заявленных мер будет направлено свыше 2 трлн тенге, однако 1 трлн из этой суммы укладывается в рамки уже принятого трехлетнего бюджета – просто будет осуществлено перераспределение бюджетных расходов. С точки зрения макроэкономики и затрат государства в социальной сфере принципиально ничего не изменилось. Единственное кардинальное изменение – повышение зарплат низкооплачиваемым работникам бюджетной сферы и выделение пособий многодетным семьям представляет собой простую раздачу денег населению из Нацфонда».

Выдержит ли подобные траты Нацфонд? Экономист полагает, что Нацфонд их вполне «потянет». Однако более важным является вопрос, будет ли достигнут, благодаря этим мерам, позитивный экономический эффект.

«Полагаю, что нет, потому что прямая мера раздачи денег самым бедным не рассчитана на экономический рост. Это не изменение экономической политики – это разовая акция, направленная на то, чтобы снизить социальную напряженность», - поясняет А. Кусаинов.

В то же время очевидно, что разовой раздачей 1 трлн 350 млрд тенге дело не ограничиться – следующий трехлетний бюджетный цикл потребует аналогичных вливаний из Нацфонда.

«Проблема состоит в том, что принятая в Казахстане экономическая стратегия до 2025 года нацелена на рост ВВП, а не на рост доходов населения. И все механизмы, которые предусмотрены в этом документе, продолжают предыдущую экономическую политику, которой казахстанское правительство придерживалось последние десять лет. Принципиальных изменений в нее внесено не была – она была только слегка подретуширована», - говорит экономист.

Не позволят эти дополнительные денежные вливания и оживить потребительский рынок – по причине своей мизерности в масштабах экономики, считает эксперт.

«Существенно повлиять на спрос на потребительском рынке выделяемые средства не смогут. Поясню, что речь идет о 10% беднейшего населения, которое большую часть своих расходов направляет на продукты питания. Поэтому ощутимого толчка для развития «экономики простых вещей», о которой говорил в прошлогоднем октябрьском Послании президент Казахстана, эти деньги не дадут – просто-напросто потому, что все они уйдут в еду», - убежден А. Кусаинов.

Вместе с тем, подобные разовые акции раздачи денег из Нацфонда таят в себе долгосрочные риски, поскольку приучают население к определенной стратегии коммуникаций с властью, считает эксперт.

«Мы подошли к следующему витку кризиса. Изменений в системных подходах экономической политики не произошло. Однако в результате бунтов многодетных матерей власти пошли на повышение пособий. Таким образом обществу дан совершенно четкий месседж: бунтуйте и митингуйте – и будут вам деньги», - констатирует эксперт.

В этом и состоит самая большая проблема – собственно экономическая политика не базируется на доходах населения и не настроена на их рост, она настроена на рост макроэкономических показателей, прежде всего, ВВП. Который, в свою очередь, при текущей модели и структуре экономики не транслируется в рост доходов населения.

«Экономическая модель должна быть направлена на перестройку структуры экономики с тем, чтобы рост ВВП, действительно, транслировался в рост благосостояния граждан. Однако в настоящий момент экономическая политика на это не настроена, и в результате мы получаем то, что имеем. Благосостояние населения при такой политике системно и последовательно расти не будет. В то же время мы наблюдаем подсаживание населения на иглу дополнительных вливаний из Нацфонда. Три года их будут выдавать – однако, полагаю, уже через год – два, как это обычно бывает, произойдет привыкание, и тогда этих денег уже будет мало», - подчеркивает А. Кусаинов.

При этом эксперт считает беспочвенными опасения, что рост зарплат низкооплачиваемым бюджетникам и пособий малоимущим окажет воздействие на инфляцию. Во-первых, потому что доля потребления этой группы населения сравнительно невелика в масштабах всего рынка. Во-вторвых, они потребляют в основном социально значимые товары, цены на которые жестко регулируются акиматами.
Теги: Казахстан

Поделиться: