РОССИЯ-КАЗАХСТАН: ПОВЕСТКА НА 2018 ГОД

Дата:
Автор: Замир Каражанов
РОССИЯ-КАЗАХСТАН: ПОВЕСТКА НА 2018 ГОД

23 января 2018 г. состоится видеоконференция  «Россия-Казахстан: повестка на 2018 год», в которой примут участие российские и казахстанские эксперты. Её организаторами выступили Экспертный клуб «Сибирь-Евразия» (Новосибирск) и Центр аналитических исследований «Евразийский мониторинг» (Астана). Накануне мероприятия пресс-служба Экспертного клуба «Сибирь-Евразия» задала несколько вопросов главному редактору информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замиру Каражанову

Замир, как Вы оцениваете итоги казахстано-российского партнёрства в 2017 г.?

Это стабильные отношения. В принципе, здесь не было ничего радикально нового, но и говорить о «застое» не приходится. Позитивные перемены можно было видеть в экономике и торговле. Если говорить о политических итогах, то хотелось бы выделить мирные переговоры по Сирии, инициатором которых была Россия, а сами они проходили в Астане.

Какая, на Ваш взгляд, должна быть повестка в отношениях между Казахстаном и Россией в 2018 г. с учётом тех вызовов, которые стоят пред двумя странами?

В 2018 году в России пройдут выборы президента. Поэтому в Казахстане за ними тоже следят. По крайней мере, ряд предвыборных заявлений Владимира Путина, касающихся вопросов экономических реформ, представляют интерес и для нас. Во-первых, доля России во внешней торговле Казахстана является большой, поэтому ситуация в соседней стране будет отражаться на нас. Во-вторых, наши экономики не только связаны, но и отчасти похожи. Речь, конечно, идет о нефтяном содержании. Поэтому нам было бы интересно посмотреть, как Россия собирается ее диверсифицировать. Тем более, что Владимир Путин пообещал именно динамичный рост экономики, а обеспечить его невозможно без изменения модели развития страны. Но это ожидания, результаты будут видны после президентских выборов в России.

Но если говорить о ситуации в целом, то в 2017 году можно было видеть оживления в торговле, что говорит о преодолении «шоковых» последствий в России и Казахстане, вызванных резким падением цен на нефть. В принципе, это позволяет надеяться на то, что в 2018 году экономика наших стран будет постепенно выходить на траекторию роста. Хотя для этого не достаточно только ожиданий.

Если рассматривать политику, то здесь какой-либо непредсказуемости трудно ожидать, отношения между нашими государствами достаточно стабильны. Но проблемы могут возникнуть¸ хотя они касаются третьих стран. К примеру, намерение американских властей разорвать ядерную сделку с Ираном. К чему это решение может привести, сейчас трудно сказать, но очевидно, что ничего хорошего нам от этого не стоит ждать. Иран – наш партнер, а Каспий – это особый и неповторимый регион планеты. Кстати, определение его статуса также может затянуться после разрыва ядерной сделки. Иран не спешит заключить конвенцию, а если у него возникнут серьезные проблемы, то власти могут отсрочить это решение.

В 2017 г. прошёл Форум межрегионального и приграничного сотрудничества России и Казахстана, на котором были обозначены перспективные направления взаимодействия  в сфере развития человеческого капитала и туризма. Как вы полагаете, какие проекты в этой сфере было бы интересно реализовать?

Проектов можно реализовать много. Россия и Казахстан обладают уникальными природными местами, находятся в нескольких климатических зонах. Но проблема в сервисе (по крайней мере, в Казахстане), улучшение которого требует совершенствования национального законодательства и в то же время создания конкурентных условий.

Еще больше возможностей для сотрудничества имеется в плане улучшения человеческого капитала. Наверное, сегодня в мире трудно достичь такой задачи вне кооперации с другими странами. Это, конечно же, подготовка кадров, специалистов. С другой стороны, говорить об улучшении человеческого капитала вне модернизационного процесса невозможно. Высокотехнологичные проекты порождают спрос на специалистов, и, что не менее важно, снижают их отток из страны. А это является гарантией для нас, что мы сохраним конкурентоспособность. Поэтому, нашим странам надо создавать идеальные условия для тех компаний, которые заняты в высокотехнологичных сферах. А также привлекать инвесторов, которые готовы вкладывать средства в подобные проекты. Здесь нам тоже можно кооперироваться. Если посмотреть на структуры внешней торговли, то видно, что у нас есть спрос на продукцию машиностроения. У нас есть отрасли, которые нуждаются в модернизации (коммунальная сфера, транспорт, энергетика, сельское хозяйство и т.д.) и которые сдерживают наше развитие. Осуществить модернизацию можно собственными силами, объединяя наши производственные и интеллектуальные возможности.

В 2018 г. Казахстан будет председательствовать в Совете безопасности ООН. Какие вопросы будут приоритетны для Казахстана в этом статусе?

В принципе о приоритетах Казахстана уже известно. Перед своим председательством в Совбезе ООН Астана анонсировала повестку дня, которая включала проблему ядерной безопасности и помощь Афганистану. Получилась сбалансированная повестка дня, которая включает глобальную и региональную проблему. Кроме того нельзя не отметить последовательность в выборе тематики. И вопросы ядерной безопасности, и Афганистан, не раз поднимались и обсуждались Астаной на разных международных площадках.

Поделиться: