Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Сообразим на пятерых: выиграет ли Казахстан от совместных стартапов?

Сообразим на пятерых: выиграет ли Казахстан от совместных стартапов?

27.10.2019

Автор: Юрий Масанов

Теги: Казахстан

15 октября президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, выступая на заседании Совета сотрудничества тюркоязычных государств в Баку, предложил всем странам объединить усилия в области инноваций. В частности, речь шла об организации совместных технопарков и инновационных стартап-компаний.

Эти предложения кажутся интересными и вполне реализуемыми. Но здесь нужно разбираться в деталях: насколько страны, входящие в ССТГ, развиты в инновационном плане и есть ли чем им кооперироваться?

Что такое ССТГ?

Совет сотрудничества тюркоязычных государств, или сокращённо Тюркский совет – это международная организация, которая объединяет современные тюркские государства. Основан ССТГ был в 2009 году, главной целью было объявлено развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами.Сейчас в состав этой организации входят пять стран:Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турцияи Узбекистан.

Говоря о всестороннем сотрудничестве в ССТГ, в первую очередь, следует посмотреть на сотрудничество экономическое. С большим отрывом впереди по экономической мощи идёт Турция: по данным Всемирного банка, её номинальный валовой внутренний продукт в 2018 году составлял 766,5 млрд долларов. Следом идут Казахстан со 170,5 млрд и Узбекистан с 50,5 млрд. Замыкают пятёрку Азербайджан и Кыргызстан – их ВВП составляет 46,9 и 8,1 млрд долларов соответственно.

Сотрудничество между странами развивается чаще всего в двустороннем формате: например, Казахстан граничит, а потому активно торгует с Кыргызстаном и Узбекистаном, а с Турцией имеет ряд коммерческих соглашений. Но этому помогает, скорее, не работа ССТГ, а прямые договорённости лидеров государств. К примеру, Турция и Казахстан несколько лет назад договорились о реализации проекта "Новая синергия", который должен был охватить 26 инвестиционных проектов в разных отраслях на сумму более 900 млрд долларов.

Тем не менее, на процессы экономического сотрудничества есть положительное влияние и со стороны ССТГ. По словам президента Узбекистана Шавката Мирзиёева (страна вступила в организацию в 2018 году), участие в Тюркском совете полностью отвечает коренным интересам народа его страны.

"На новый уровень вышли не только наши культурно-духовные связи, но и торгово-экономические отношения. За последние три года объёмы взаимной торговли наших стран увеличились почти в два раза, создано свыше тысячи совместных предприятий", – сказал Шавкат Мирзиёев на последнем заседании совета в Баку.

Есть ли в Тюркском совете инновации?

И работа технопарков, и число действующих стартапов – а именно о них говорил президент Узбекистана – это отражение общего уровня развития инновационной системы той или иной страны. И здесь страны-участники ССТГ, к сожалению, пока не на первых местах.

Согласно последнему "Глобальному инновационному индексу", Турция находится на 49 месте в мире, Казахстан – на 79-м, Азербайджан – на 84-м, а Кыргызстан – на 90-м. Узбекистан в этом рейтинге и вовсе не представлен.

Отсюда очевидно, что в целом инновационный потенциал, а значит, и потенциал по появлению успешных стартапов может быть выше именно в Турции.Потому и лидерство по созданию совместных стартап-компаний может перейти именно к этой стране. Но сама возможность формирования коммерческой инновационной компании на уровне государств – вещь едва ли реализуемая.

Самым эффективным решением в этой связи может стать создание общих для стран Тюркского совета технопарков или фондов поддержки инновационных компаний. На их базе и возможно появление новых инновационых компаний, которые можно будет назвать "общими". Создание таких структур, в частности, фондов – это вполне решаемый вопрос. Политическая воля для этого есть – все государства стремятся развивать инновации, чтобы не отставать от последнего тренда в экономике – цифровизации.

С технопарками несколько сложнее. Если финансовый институт – это структура, практически не требующая физических площадей (за исключением самих офисов администрации), то технопарки – это уже комплексы строений и инфраструктура. Их строительство связано с большими затратами, но при правильном управлении и государственном регулировании все расходы могут легко окупиться.

Поэтому работа над общими для ССТГ технопарками вызывает множество вопросов. 

С одной стороны,совместными усилиями создать такую инфраструктуру в каждой из стран Тюркского совета. Но в таком случае будет сложно вести какую-то единую политику: выйдет, будто страны создали технопарки у себя и для себя. Соответственно, сложнее станет обмен опытом и разработками.

С другой стороны, исправить это может выбор и развитие какого-то конкретного технопарка: так в одном месте соберутся инноваторы всех стран ССТГ. Это обеспечит тесные контакты между ними, а следом и синергию от совместной деятельности.

При выборе такого варианта делать что-то с нуля не придётся. Очевидно, что Казахстан может предложить площадку технопарка IT-стартапов Astana Hub, который государство развивает в столице – Нур-Султане. Технопарк уже работает, его услугами пользуются стартап-компании. Среди его преимуществ для граждан других стран ССТГ – это, например, возможность поступления на работу по специальной визе, а при открытии компании в Astana Hub можно получить некоторые налоговые преференции.

Поэтому интерес Казахстана в связи с предложением Шавката Мирзиёева будет именно таким – привлечение всех партнёров к работе в своём столичном технопарке. Тем более что развивают его относительно давно и продвигают как один из уникальных в центральноазиатском регионе проектов. Сможет ли он укрепить этот статус из-за предложения узбекистанской стороны – вопрос дальнейших переговоров и интереса к этому вопросу руководства стран ССТГ.


Теги: Казахстан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение