Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Экономический курс Токаева: ревизия квазигоссектора и программ индустриализации

Экономический курс Токаева: ревизия квазигоссектора и программ индустриализации

01.10.2019

Автор: Юрий Масанов

Теги:

Первое послание второго президента. Либерализация в политике, а что с экономикой?Экспертное сообщество и общественность Казахстана уже успели обсудить экономический блок Послания президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА. В первую очередь, внимание привлекли освобождение малого бизнеса от налога на доход и использование пенсионных накоплений на покупку жилья. И это неудивительно, так как именно эти сферы касаются каждого казахстанца.

ИАЦ уже разбирал ряд экономических инициатив президента: использование гражданами пенсионных накоплений, освобождение малого бизнеса от налогов и справедливое налогообложение. Теперь предстоит рассмотреть вторую часть инициатив из выступления К-Ж. Токаева.

   Квазигоссектор в долгах, как в шелках

«Правительство вместе со Счетным комитетом в трехмесячный срок должны провести анализ эффективности государственных холдингов и нацкомпаний».

Пресловутая эффективность квазигосударственного сектора обсуждается в верхах казахстанской власти давно. Об этом говорил первый президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ, продолжил тему К-Ж. Токаев.

С Фондом национального благосостояния «Самрук-Казына», который оперирует компаниями реального сектора экономики, всё понятно: основная претензия там, по сути, к долгам. Например, летом 2018 году у национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» долг достигал 12 млрд долларов, у железнодорожного оператора «Қазақстан Темір жолы» в январе 2019-го обязательства были на уровне 1,6 трлн тенге. Всё это говорило о потенциальных рисках, которые могли возникнуть при очередной девальвации нацвалюты: часть долгов была приобретена в валюте.

Сейчас фонд пытается эту ситуацию выправить. К началу 2019 года долг группы компаний снизили на 1 трлн тенге, а внешний долг – на 3,2 млрд долларов. Так, «КазМунайГаз» погасил еврооблигации на 1,6 млрд долларов и реструктурировал долги ещё на 3,2 млрд. Это вывело компанию из «красной» зоны финансового риска.

Эти показатели могут показаться хорошими, однако не всё так просто. Совсем недавно, 26 сентября, фонд разметил облигации на 180 млн долларов, их полностью выкупило правительство. Зачем «Самрук-Казына» понадобились такие суммы, в фонде не рассказали. Возможно, средства нужны для закрытия сделки «Самрук-Энерго» по выкупу доли российской ИнтерРАО в ГРЭС-2. Но сумма там составляет, по некоторым данным, всего 25 млн долларов.

Активно занимает деньги и «Қазақстан Темір жолы». 3 октября должны пройти торги облигациями компании на 300 млрд тенге сроком на 15 лет. Из крупных недавних займов – 170 млн швейцарских франков в декабре 2018 года. Возможно, предстоящая продажа ценных бумаг пойдёт на управление валютными обязательствами и модернизацию стареющего железнодорожного парка.

Другой заслуживающий внимания нацходинг – «КазАгро», который работает в агропромышленном комплексе. Его президент Токаев раскритиковал ещё в июле на расширенном заседании правительства. Тогда он заявил, что сложившаяся в холдинге ситуация – «показатель абсолютно неумелого руководства подобной структурой». Кабмину поручили внести конкретные предложения по реформированию «КазАгро».

Решить проблему неэффективности решили уменьшением его структуры и внедрением автоматизации. Часть «дочек» сольют между собой: «КазАгроПродукт» присоединят к «Аграрной кредитной корпорации», «КазАгроГарант» – к «Фонду финансовой поддержки сельского хозяйства». Компанию «Казагромаркетинг» планируют вовсе ликвидировать, а «Продкорпорацию», которая отвечает за стабильность на зерновом рынке страны, – передать Министерству сельского хозяйства. 

Между тем, к началу 2019 года накопленная задолженность холдинга достигла почти 400 млрд тенге. Избавиться от убытков хотят оптимизацией расходов и увеличением дивидендов от оставшихся «дочек». Они, к слову, были прибыльными, а все долги накапливал у себя сам холдинг. Получится ли менеджменту добиться нужного эффекта – вопрос времени и успехов руководства «КазАгро». Одних деклараций, как показывает время, мало.

Третий национальный холдинг – «Байтерек», который занимается финансовыми инструментами для поддержки экономики. Из крупных изменений в нём – сокращение числа «дочек». «Байтерек девелопмент», «Казахстанскую ипотечную компанию» и Фонд гарантирования жилищного строительства объединят в единого оператора на рынке жилья. До этого они «теснились» на нём, причём в рамках одного холдинга.

   Третья пятилетка индустриализации

«В ходе реализации третьей пятилетки индустриализации нам необходимо учесть все допущенные ошибки. Правительство в этих вопросах должно учесть все мои замечания и в полной мере выполнить соответствующие поручения».

В 2020 году в Казахстане должна стартовать третья пятилетка индустриально-инновационного развития. Первая началась в 2010 году, в 2015-м её сменила вторая. Успехи на бумаге более чем впечатляющие: запустили 1 250 проектов стоимостью порядка 7,9 трлн тенге. На предприятиях были созданы более 120 тыс. рабочих мест.

Но в экономических показателях эффект размывается: как сообщил в марте 2019 года Роман СКЛЯР, тогда ещё министр индустрии и инфраструктурного развития, за годы второй пятилетки доля обрабатывающей промышленности в ВВП выросла с 10,1% до 11,6%.Или на 1,5%. Конечно, свою лепту в это внёс бурный рост горнодобывающего сектора, в первую очередь, нефтедобычи. Однако можно констатировать, что программа индустриализации позволила идти «обработке» параллельно с «сырьём», но прорыва не создала.

Были и провальные проекты, которые либо закрылись, либо простаивают. О них неоднократно писали: это, например, запущенный в 2011 году завод по выпуску планшетов в Актау или открытое в том же году производство отечественных самолётов в Карагандинской области. Ни одного образца продукции эти предприятия так и не выпустили.

Такую ситуацию эксперты связывают с тем, что в регионах по программе индустриализацию проводят самые разные проекты без должной экспертизы. Главное – «отчитаться перед Астаной».

Новая пятилетка должна изменить ситуацию: она строится на той базе, что была заложена за предыдущее десятилетие. Перед ней ставятся иные задачи: это углубление индустриализации, расширение объёмов производства и увеличение промышленных мощностей.

Правда, и задачи ставятся более амбициозные. По имеющимся у автора данным, производительность труда в обрабатывающей промышленности должна вырасти не на 22%, как во второй пятилетке, а сразу на 70%. Объём экспорта обрабатывающей промышленности – не на 19%, а в 2,3 раза.

Достичь этих результатов возможно. Но работу нужно развивать сразу по нескольким направлениям: не просто привлекать инвестиции по принципу «чем больше, тем лучше», но и оценивать качество и перспективы проектов, привлекать новые технологии и, главное, сосредоточиться на экспортоориентированной продукции. Она зачастую и требует высокой производительности производства, которая прописана в третьей пятилетке.

 Дорогие авиабилеты

«Вызывает вопросы, почему авиабилеты основного авиаперевозчика по наиболее востребованным маршрутам гораздо дороже, порой до 30%, чем в Европе?!»

Высокие цены на авиабилеты в Казахстане стали своего рода «притчей во языцех». Винят обычно в завышении цен крупнейшего перевозчика страны – компанию «Эйр Астана». Однако безапелляционно говорить о завышении цен в авиаперевозках было бы не совсем верно.

Обычно в пример приводят цены стран Европы, где они существенно выше. Это вполне объяснимо – там доходы выше, а значит, и услуги должны стоить дороже. Но ключевую роль в авиации всё-таки играют расстояния: сложно сравнивать масштабы европейских государств, где между городами несколько сотен километров, и Казахстан, где расстояния могут измеряться в тысячах километров.

Фактор высоких наценок тоже не стоит списывать со счетов. 21 сентября антимонопольный комитет Министерства национальной экономики Казахстана начал расследование в отношении «Эйр Астаны» и другого крупного перевозчика – SCATиз-за возможного использования ими монопольного положения для установления высоких цен на авиабилеты. Найдут ли антимонольщики нарушения – остаётся лишь ждать.

Здесь интересна позиция самой «Эйр Астаны» относительно стоимости своих услуг. Чтобы решить проблему дороговизны билетов, правительство и фонд «Самрук-Казына» предложили докапитилизировать авиакомпанию для увеличения парка самолётов. Однако компания отказалась, поскольку «придерживается коммерческих принципов ведения бизнеса». Поэтому эта возможность снижения цен на билеты пока не используется.




Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение