Возвращение утраченного авторитета: зачем в Казахстане вновь меняют статус Академии наук

Дата:
Автор: Вячеслав Щекунских
Выступление Касым-Жомарта Токаева на юбилейной сессии Национальной Академии наук, которой исполнилось 75 лет, не стало самым обсуждаемым событием месяца. Тем не менее именно 1 июня #казахстан‘ским лидером фактически была представлена заявка на обновление научной сферы на государственном уровне. Академии наук, уже долгое время являвшейся в Казахстане обычной общественной организацией, теперь присвоят государственный статус. Почему основная научная структура страны утратила свой авторитет и какими методами его будут возвращать – в продолжении материала Вячеслава Щекунских.
Возвращение утраченного авторитета: зачем в Казахстане вновь меняют статус Академии наук

Предыстория казахстанской науки

Следует иметь в виду, что президенту Токаеву и образование, и наука достались в весьма плачевном состоянии. Так, сама история Академии наук – это драма, ударившая не только по сорока с лишним тысячам научных работников периода распада отрасли, но и по всей стране, которой, откровенно говоря, в наследство от СССР достались сильные научная и высшая школы.

Как пишут авторы сайта «История Казахстана», к началу 1980-х в Казахстане имелось 140 научных учреждений, в которых работали 21,1 тыс. человек. Научные силы были сосредоточены в Академии наук – 31 научное учреждение, из них 24 научно-исследовательских института. Ученые Академии наук вели исследования практически по всем направлениям экономики и науки.

Судя по всему, с обретением страной независимости, у АН с ее привычной автономностью и амбициями научных администраторов советской школы, вписаться в новую реальность не получилось. У академии были ресурсы в виде научной базы, «металла» и кадров, а также некоторый уровень недоговороспособности. Все эти ресурсы, за исключением последнего фактора, после долгой «утруски и усушки» были распределены по министерствам и ведомствам. Некоторые из них на какой-то период остались настолько невостребованными, что стали клубами по интересам.

Академию в конце 1990-х сделали центральным исполнительным органом в составе Правительства РК – «Министерство науки – Академия наук РК». Тогда же демократию, можно сказать, замели под ковер, и президентов Академии долгое время назначали. 

В 2003 году была реализована часто имевшая успех в Казахстане схема с «коллективным письмом», под которым подписались академики. Как оказалось, подписались они под тем, чтобы АН стала обычной неправительственной организацией. Функционеров академии и некоторые оставшиеся институты отодвинули от государственных дел окончательно.

На юбилейной сессии Академии наук в 2022 году Касым-Жомарт Токаев отдельно пояснил необходимость повышения статуса АН: «Академия должна стать центром научной мысли и авторитетной структурой, осуществляющей экспертную деятельность. Нам крайне важно повысить ее роль. В связи с этим Академии будет присвоен государственный статус, она будет финансироваться из бюджета».

База – с нуля

Пока в Казахстане функционируют три крупных академии наук: Национальная академия наук Республики Казахстан, Национальная академия естественных наук и Национальная академия инженерных наук. Эти институции действуют в форме республиканского общественного объединения с достаточно ограниченными функциями в области управления и финансирования научной деятельности.

Также есть Национальный центр комплексной переработки минерального сырья Республики Казахстан при МИИР, организации, входящие в НАО «Национальный аграрный научно-образовательный центр» МСХ, объединенное акционерное общество «Национальный центр космических исследований и технологий» с тремя дочерними институтами и др.

Анализ статистических данных показывает, что в Казахстане с 2013 года отсутствуют полноценные данные о состоянии основных фондов для исследований и разработок, текущих капитальных затратах на основные фонды, в том числе, на лабораторное оборудование и измерительные приборы. Поэтому проанализировать развитие процесса обновления основных средств и данных по развитию материально-технической базы в научных организациях не представляется возможным.

Обращает на себя внимание и нелогичный подход руководства страны к формированию научной инфраструктуры:

  • В соответствии с поручением Главы государства с 2020 года начаты модернизация и институциональное развитие научных организаций Комитета науки: приобретено около 800 наименований современного оборудования, разработаны проектно-сметные документации для капитального ремонта зданий Института проблем горения (1987 года постройки); Института зоологии (1986 год); Мангышлакского ботанического сада (1987 год).
  • В 2021 году приобретено 792 наименования оборудования для 16 научно-исследовательских институтов. В текущем году из республиканского бюджета на модернизацию материально-технической базы и проведение капитального ремонта 15 научным организациям было выделено 2,9 млрд тенге.
  • В 2021 году для консолидации информации по ведению учета научной и научно-технической инфраструктуры, созданию единой информационной платформы по межведомственному взаимодействию МОН приняты меры по цифровизации науки, сокращению бюрократических процедур и отчетности. Начат аудит 25,9 % государственных научных центров на эффективность управления и использования бюджетных средств, активов государства субъектом квазигосударственного сектора, основных средств (объектов недвижимого имущества, оборудования, техники).

Одной из мер стимулирования коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности является предоставление грантового финансирования на эти цели. 

Так, в рамках грантового финансирования проектов коммерциализации акционерного общества «Фонд науки» проведено три конкурса (2016-2018 годы) и поддержано 156 проектов. Из них более 120 проектов достигли этапа продаж с общим доходом более 16,4 млрд тенге. Экспорт по 15 проектам составляет 346,7 млн тенге, привлечено более 5,9 млрд тенге частного финансирования.

В целом от реализации проектов в бюджет выплачено порядка 5,2 млрд тенге в виде налогов и платежей. Сумма роялти (авторское вознаграждение ученым) составила 5,7 млрд тенге. Создано более 1400 рабочих мест.

В Казахстане огромный опыт слияния и разделения министерств, и науку присовокупили к образованию только после того, как она стала занимать слишком незначительную нишу в экономике страны. Так что сегодня есть надежда на обратный, позитивный процесс. Однако для этого нужно опираться на уверенно стоящие среднюю и высшую школу, а их раскачивает по сей день инерция прошлых реформ.

Пока же приходится надеться только на редких «Невтонов и Платонов», а не на сильную «образованную нацию», которую Министерство образования РК с прошлого года продвигает в своем нацпроекте.

Поделиться:

Яндекс.Метрика