Старая-новая «Рухани жаңғыру»: как идет духовная модернизация в Казахстане
Автор: Вячеслав Щекунских

Ab ovo или все с самого начала
После многих месяцев работы осенью 2021 г. министерства Казахстана отчитались по нацпроектам. Их еще с прошлого года ожидал от кабмина и ведомств, приписанных к президенту, глава государства Касым-Жомарт Токаев. В результате правительство формально продавило свои интересы, предоставив какие-то результаты своих работ сначала Высшему совету по реформам, потом и президенту Токаеву.
В настоящее время на интернет-странице премьер-министра РК Аскара Мамина доступны девять из десяти проектов. Перечень уже утвержден указом президента.
Однако в каком виде и в какие сроки появятся и будут утверждаться сами нацпроекты – не сообщается. При этом формат доступных данных проектов критически упрощен. Концептуального, описательного подхода нет, а есть принцип «что мы можем». И так было с Кисой Воробьяниновым, который в известном фильме, репетируя свою речь у пятигорского фонтана, говорил: «Ну, это я знаю».
Для документов по узким направлениям допущение такой небрежности простительно, но речь идет о национальной идеологии, которую, как справедливо подмечают в МИОР, сформулировали в 2017 году, но не сформировали и не оформили по сей день.
«Духовная модернизация» Казахстана:ситуативное или стратегическое решение?
С другой стороны, основы «духовной модернизации» были очерчены Елбасы Нурсултаном Назарбаевым. Так, в 2017 году вышла его статья о «модернизации сознания», а спустя полтора года сайт Акорды опубликовал идейное продолжение – «Семь граней Великой степи».
Дело в том, что терминология и дух самой статьи Назарбаева разошлись по разным мероприятиям госорганов, однако в концепцию так и не оформились.
Удивительно, но не имея концептуальной основы как таковой, чиновники умудрились развернуть такую бурную деятельность, что первоисточник в виде теоретической и идеологической базы им оказался не нужен. Креатив в центре и на местах достиг такой формы карго-культа, когда здание можно строить без фундамента, а заодно и пренебрежительно отзываться о самом источнике культа.
Отметим, что в первой статье Нурсултан Абишевич объявил о поэтапном переводе казахского языка на латиницу. И дошло до того, что и центральные, и местные органы по инерции внедряют латиницу, не имея утвержденного алфавита.
Критики могут предположить, что первая статья из этой дилогии имела, видимо, цель заложить мину в форме образовательной диверсии и попытаться выяснить, как отреагирует Казахстан и внешние игроки на латинизацию.
Вторая статья, по сути, предложила только слоган или месседж, который при хорошей дипломатии мог быть использован как «зонтик» для тюркских культур – священный «Қара шаңырақ».
Один из обозначенных приоритетов в первой статье – культ знаний. Действительно, информационная изоляция в виде смены алфавита для поголовно образованного населения должна стимулировать молодежь, население к самообразованию.
Вроде бы, программные на момент публикации обе статьи сегодня кажутся ситуативными, то есть играющими в русле внешней политики того текущего момента. Однако за это время ничего так и не было закреплено как государственная программа. При этом – реализация контролировалась Национальной комиссией по модернизации общественного сознания. Фактически все поручения этой комиссии выполнялись, она способствовала совершенствованию работы в данном направлении.
Вот такая игра с фантомом.
Их пример – другим наука
Посмотрим на идеологическое наполнение, которым центральная власть обеспечивает Казахстан в течение этих четырех лет.
В документе, подготовленном МИОР в 2019 году, описывается международный опыт «модернизации общественного сознания».
Так, авторы ссылаются на опыт Сингапура, где действует политика приобщения к искусству и национальной культуре, направленная на увеличение аудитории в 2 раза.
Идею «культа знаний», возможно, предполагают черпать из опыта Швейцарии, где две трети выпускников средней школы получают профессионально-техническое образование и более трети молодых людей имеют степень бакалавра.
Элементом человеческого капитала называют киберграмотность, которой в Сингапуре уделяется особое внимание со стороны государства. В качестве эталона для «модернизации сознания» выбрана Швеция, где наблюдается хороший опыт внедрения в практику школьников английского языка. По результатам исследований страна по уровню владения языком занимает третье место. В свою очередь, казахстанские авторы аналитического доклада ставят перед отечественными школьниками цель трехъязычия.
В поисках «культа знания», авторы сформулировали конструкт «знание-ориентированного общества, требующего развития и поддержки инноваций». Эта идея ссылается на концепт «Четвертой спирали», предложенный Э. Караянисом и Д. Кэмпбеллом (проф. Школы бизнеса, Школы международных отношений Университета Дж. Вашингтона). Модель говорит о том, что наряду с государством, бизнесом и гражданским обществом университеты должны стать системообразующим и преобразующим элементом в развитии местных сообществ.
Если в XIX веке его роль состояла в том, что он был обучающим, в XX веке – исследовательским университетом, то в XXI веке его роль в состоит том, чтобы быть университетом, создающим влияние (impact), вовлеченным в дела общества (engaged).
Также большой раздел посвящен опыту Финляндии в практике непрерывного образования.
В рамках популяризации образа ответственного гражданина авторы предлагают опираться на опыт США, где банки спонсируют обучение финансовой грамотности молодежи.
Что же касается критериев оценки самой модернизации, то предлагается, помимо внутренних и традиционных целевых показателей, опираться на международные оценочные инструменты. К примеру, PISA, который Всемирный банк много лет за госбюджетные деньги регулярно проводит в Казахстане.
«Полная модернизация общественного сознания возможна только через подключение институтов социализации страны, способствующих развитию человеческого капитала. Это организации образования, культуры, здравоохранения, институты гражданского общества, религиозные организации, трудовые коллективы и др.», – пишут авторы доклада.
То есть, цель сохраняется. Если раньше ориентиром был рейтинг стран ОЭСР или Всемирного экономического форума, то в таком сложном деле как модернизация сознания сограждан цель лучше размыть между десятками различных индексов – чтобы было, о чем отчитываться.
Под занавес доклад уходит зачем-то в размышления о блокчейне: «Для привлечения финансовых и иных ресурсов для поддержки проектов с массовым участием населения необходимо использовать такие инновации как блокчейн технологии, и на их основе создать платформу поддержки социальных проектов бизнес-сообществом с одновременным формированием системы лояльности для бизнеса. Принципы криптоэкономики позволяют создать избыток необходимых ресурсов в самом начале развития проекта. Для этого производится выпуск токенов проекта, можно сказать, баллов или монет, обращающихся по определенным правилам, для каждого проекта своим».
Все это и многое другое – стало уже базой для активной работы госорганов в центре и на местах. А поскольку системы как таковой нет, то хотелось бы верить, что на одном и том же месте не происходят созидание и разрушение с идеологической кашей в идейном наполнении.
Так, с 2017 года ведется работа по переходу на латинский алфавит. Потрачены человеческие и финансовые ресурсы. Но с тех пор концепция подхода к проблеме менялась несколько раз, работы сворачивались, а потом разворачивались вновь.
Новый нацпроект
Нацпроект, который, как заявлено, отличается от программы-фантома, уже наполнен содержанием. Исходя из программных статей Елбасы Назарбаева, идеологи «Рухани» говорят о том, что целью модернизации сознания является «создание единой Нации сильных и ответственных людей».
Причем, судя по отчетам за прошедший период, содержание обеспечивается года четыре. И разработчики прежнего «Рухани» уже запланировали оценку целевых индикаторов на период 2023-2032 годы.
Что касается нового нацпроекта, то его стратегией пока только называют. Хотя стоимость вполне грандиозная – 119 млрд тенге ($279 млн) на пять лет – начиная с текущего года. И это поразительно – проект еще вроде бы не был одобрен, год заканчивается, но его стоимость в 2021 году – 27,8 млрд. ($65 млн).
С другой стороны, есть показательный результат работы. За три года в краеведческий проект «Туған жер» привлечено более 274 млрд тенге ($ 643 млн) средств меценатов по всем регионам страны. Правда, страдает реализация, как отмечают в НАО «Казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру»».
Поделиться: