Работа над ошибками: Президент Казахстана выступил перед обновленным парламентом
Автор: Вячеслав Щекунских
На открытии первой сессии Парламента Республики Казахстан VII созыва 15 января 2021 г. президент Казахстана конкретизировал ряд вопросов, которые озвучил ранее в своем послании в сентябре 2020 г..
Что стоит за каждым из тезисов, озвученных президентом, и в чем подоплека происходящих процессов? Разбирался Вячеслав Щекунских.
Интриги со спикером не случилось
На первом заседании парламента была выдвинута кандидатура главы нижней палаты парламента – Мажилиса. Кто-то ожидал, что это место отдадут восставшей из небытия (после отставки с поста спикера Сената) дочери первого президента Дариге Назарбаевой. Ее отставку озвучил на майских праздниках президент РК Касым-Жомарт Токаев после серии активных выступлений самой Назарбаевой.
Ходило мнение, что назначение спикером нижней палаты выведет Даригу Нурсултановну из-под кадровой компетенции президента. Так как глава Мажилиса утверждается голосованием палаты – то есть самими депутатами.
Однако накануне на заседании фракции правящей партии «Нур Отан» ее глава, первый президент Нурсултан Назарбаев отсек притязания дочери (временно или нет – время покажет). Назарбаев предложил продлить полномочия главы фракции партии, который был спикером Мажилиса прежнего, VI созыва. Таким образом, консенсусной фигурой остался Нурлан Нигматулин.
Теперь политика в приоритете
Выступая на открытии сессии, президент Токаев, продолжая тему своего сентябрьского послания народу Казахстана, заявил, что «к 30-летию независимости будут проведены комплексные реформы».
«Мы должны сосредоточить все свои усилия на построении эффективного государства и справедливого общества. Главный приоритет – повышение качества жизни и благосостояния населения», – озвучил президент РК.
Казалось бы, ничего нового. Однако, раскрывая этот тезис, глава государства, судя по всему, имел в виду курс на большую политизированность общества. Видимо, назарбаевский тезис «Сначала экономика, потом – политика» дошел до актуализации своей второй части.
В частности, это имел в виду Токаев, говоря, что нужно «двигаться вперед и добиваться успеха, только если задействуем творческий потенциал нации». Так, спустя несколько месяцев после вступления в должность, в июне 2019 года, по его поручению был создан Национальный совет общественного доверия (НСОД).
И сейчас, выступая на открытии сессии, Касым-Жомарт Кемелевич заявил: «Проведение реформ посредством качественного законодательства – главное условие долгосрочного успеха».
Тезис красивый и правильный. Однако и в прежние годы эксперты-юристы отмечали неплохое качество казахстанского законодательства. Его уже реализация и исполнение – дают не самые качественные плоды. Хотя, очевидно, что ревизия законодательной базы периодически необходима. Ведь постоянный законотворческий поток порождает многие неизбежные противоречия, которые выявляются частным образом.
Если бы работа над ошибками происходила перманентно и на качественно более высоком уровне, то 2020 год не оказался бы таким тяжелым для страны во многих сферах – от здравоохранения и образования до социальной сферы и состояния малого и среднего бизнеса.
Качественные реформы или сохранить «все по-старому»
С другой стороны, Токаев декларирует принципы преемственности, справедливости и процветания. Если посмотреть глубже, то первый принцип о кардинальных реформах противоречит второму. А третий может оказаться конфликтом интересов разных социально-экономических групп.
Решением выступит план Токаева – создать «эффективную институциональную и инфраструктурную среду для каждого гражданина». Однако наполнение и интеграция обеих составляющих еще не раскрыты.
Пока речь идет о внедрении новой модели госуправления, которая включает «серьезную децентрализацию системы, модернизацию государственного аппарата, оптимизацию квазигосударственного сектора и цифровизацию всего процесса. Таким образом государственный аппарат станет более компактным, прозрачным и эффективным, а процесс принятия решений – более гибким и прозрачным».
Это все планируется реализовать к 2025 году. Практика показывает, что к подобным программным решениям сложно не только рассчитать промежуточные реперные результаты, но и не скатиться к привычному подгону текущей ситуации под ответ, как это делается при верстке бюджетного закона.
Сельские акимы
Для дальнейшего совершенствования местного самоуправления планируется упростить бюджетные процедуры и повысить независимость представительных и исполнительных органов. В этом плане интересна инициатива по избранию акимов села.
В дальнейшем, после избрания акимов сёл, возможен переход к выборам акимов районов.
Здесь Токаев подошел к издавна муссируемой теме – необходимости избирать и акимов городов и регионов. Сколько лет нужно, чтобы был возможен и этот политический шаг, неизвестно. Однако при его реализации Казахстан может столкнуться с интересным для страны опытом федерализации.
Снижение порога для партий
Еще одно чаяние оппозиции также получит развитие. Токаев предложил снизить порог для прохождения политических партий в Мажилис с 7 до 5 процентов. Если бы он это сделал в прошлом году, то по результатам выборов 10 января в парламент прошла бы четвертая партия – «Ауыл».
А если бы администрация Касым-Жомарта Кемелевича была еще смелее, то регистрационный барьер для создания политических партий был бы снижен не до 20 тысяч членов партии (с ранее законодательно утвержденных 40 тысяч), а до 10 или 5 тысяч.
Теперь президент может себе позволить сетовать: «Если бы представители таких партий пошли в парламент, это усилило бы дискуссию и пошло бы на пользу совместной работе. Очевидно, что они также внесут весомый вклад в повышение качества законотворческой работы».
Сбор партийных списков в онлайн-формате
Еще одна футуристическая цифровая идея – возможность создавать списки членов партий онлайн, причем предлагается это делать на пресловутых ресурсах электронного правительства...
Казахстанские блогеры тут же высказали сомнение в этой идее, поскольку региональные власти, имея доступ к таким спискам, могут «организовать репрессии» в отношении нелояльных партийцев. Думается, это необоснованное опасение. Когда будут зарегистрированы новые оппозиционные партии, их списки членов и так будут известны компетентным органам.
Предложение внести в избирательные бюллетени графу «против всех»
Известно, что на прошедших парламентских и маслихатовских выборах было испорчено около 300 тыс. бюллетеней. И если порча не была результатом действий членов избирательных комиссий (по традиционному отсеву и выполнению плана по голосам), то это результат протеста проголосовавших.
В соцетях шутят на этот счет: при большинстве проголосовавших «против всех» придется снимать с выборов участников и предлагать других.
Легализация института онлайн-петиций
Цель инициативы – повысить эффективность государства, вовлечь гражданское общество в процесс принятия решений.
На фоне пандемии и ухода гражданской активности в онлайн – это неплохой метод обеспечения обратной связи государства: от реакции на коммунальные проблемы до сбора подписей для изменения налогового законодательства. Однако для решения вопросов на уровне государства, здесь еще точно надо доработать детали.
Сервис в погонах – судебный корпус ждут реформы
Далее президент повторяет слова своего послания о плохом качестве судебной системы, превратившейся в закрытую корпорацию. В связи с чем ей нужна значительная модернизация. В том числе и в плане учета личных качеств кандидатов на пост судьи.
Это означает, что нужен некий внешний дисциплинарный орган, который займется оценкой персоналий. Для упрощения решения данного институционального вопроса, практика общественных советов и НСОД должна быть перенесена и в сферу формирования судебного корпуса.
Говоря о правоохранительной системе, президент предлагает «максимально изменить работу правоохранительных органов». В этой сфере им предлагается пока не раскрытая сервисная модель взаимодействия с гражданами. Однако вполне понятен другой его посыл: «Общественная безопасность обеспечивается за счет использования новых цифровых технологий».
Очевидно, что это увеличение числа камер в населенных пунктах и на дорогах, а также централизованная система их контроля. Вплоть до реализации китайского опыта распознавания лиц.
Однако 2020 год показал, что «цифра» в Казахстане стала жертвой непрофессионального подхода и алчности коррупционно-настроенных чиновников и подрядчиков.
Вразнос пошли практически все информационные сервисы госуслуг. На исправление уйдут огромные средства, за расходованием которых опять-таки нужен профессиональный контроль.
Продолжение следует…
Поделиться: