Нацпроекты в Казахстане – упорядочивание или новое название для старых мер?

Дата:
Автор: Вячеслав Щекунских
Очевидно, что глава #Казахстан'а Касым-Жомарт Токаев ожидал, что профильные министерства предоставят ему полноценные и проработанные десять национальных проектов, которые он анонсировал в своем сентябрьском послании, и которые 1 июля были утверждены на Высшем президентском совете. Однако успели подготовиться не все. И это еще одно свидетельство слов Токаева в финале его послания народу Казахстана – о саботаже.
Нацпроекты в Казахстане – упорядочивание или новое название для старых мер?

Какие нацпроекты будут реализованы в Казахстане?

На заседании Высшего совета по реформам при президенте республики 24 сентября Токаев сообщил, что, хотя на июльском заседании перечень нацпроектов был одобрен, их было поручено доработать их с точки зрения финансовой обеспеченности, реалистичности конечных показателей и исключения громоздкости.

То есть, разработчики проектов должны были «упростить проекты для ясности».

· В итоговый перечень из десяти пунктов вошли три разработки Миннацэкономики: «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев», «По развитию предпринимательства», а также «Сильные регионы – драйвер развития страны».

· Министерством сельского хозяйства разработан национальный проект по развитию агропромышленного комплекса на 2021-2025 гг.

· Минэкологии представлен нацпроект «Жасыл Қазақстан», направленный на создание благоприятной среды проживания и улучшение экологической ситуации в стране. Туда же вошли решения по увеличению орошаемых земель и посадке 2 млрд. деревьев.

· Министерство цифрового развития и аэрокосмической промышленности планирует реализацию нацпроекта «Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций». Туда же вошли предложения по администрированию и финансированию науки.

· Министерство образования и науки курирует национальный проект» «BILIMDI ŪLT» – качественное образование для всех. Основной посыл – строительство тысячи новых школ и модернизация существующих. Вообще же образование накроет очередной реформой – будут пересмотрены школьные учебники, колледжи получат академическую свободу, для ВУЗов разработают «инновационные программы» и обновят образовательные программы.

· Минздравом разработан национальный проект «Качественное и доступное здравоохранение для каждого гражданина «Здоровая нация». Помимо традиционной цели в повышении удовлетворенности качеством медуслуг со стороны граждан, планируется ввести ряд ЗОЖных стимулов: повышение цен на алкоголь, сигареты и сахаросодержащие напитки.

· Министерство информации и общественного развития реанимировало и обновило старый посыл, так и не получивший за несколько лет программного наполнения. Ведомство разрабатывает проект «Ұлттық рухани жаңғыру», цель которого – сохранить вековой национальный код. Из понятных решений в данном начинании – доведение доступности культурных услуг в отдаленных районах-селах страны до 92,5% путем развития культурной инфраструктуры. Будет построено 250 новых культурных объектов и капитально отремонтировано 1200 объектов.

На заседании правительства, прошедшем под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина 12 октября, состоялось рассмотрение нацпроектов, разработанных министерствами.

Один при этом остался «за кадром» – «Безопасная страна». На сайте премьер-министра эти девять документов опубликованы 15 октября. То есть ни о каком предварительном публичном обсуждении речи идти не могло – за исключением 2-3 проектов, которые готовились еще с прошлого года.

Идея формата нацпроектов была озвучена в послании президента Токаева народу Казахстана 1 сентября 2020 года: «Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам. В качестве целеполагания следует определить главенство результата над процессом».

Вообще же в течение года, судя по всему, проводился творческий конкурс среди госорганов, которые должны были представить свои нацпроекты. Не все работы удостоились первоочередного утверждения.

Не вошедшее

Похоже, в шорт-лист не вошли Нацпроект развития торговли до 2025 года от Министерства торговли и интеграции, опубликованный в апреле, нацпроект по развитию конкуренции до 2025 года от Агентства по защите конкуренции , опубликованный в январе, нацпроект развития продуктивной занятости и массового предпринимательства «Еңбек» до 2025 года от Министерства труда и социальной защиты населения, опубликованный в мае, а также Нацпроект «Повышение предпринимательской активности» до 2025 года от того же министерства, анонсированный в сентябре.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности поначалу разрабатывало нацпроект, аббревиатура которого означала «Цифровой народ» DigitalEraLifestyle (DigitEL). С марта над ним корпела рабочая группа. Однако в народ пошла другая версия.

Минэнергетики обещало в марте разработать Национальный проект по развитию нефтегазохимии. Текст проекта опубликован в июне. Кажется, труды ведомства не пошли в корзину, поскольку часть наработок вошла в нацпроект Миннацэкономики «Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев».

Изначально Минэкологии разрабатывало два нацпроекта – «Жасыл Қазақстан» и по управлению водными ресурсами. Видимо, в процессе министерству дали указание урезать амбиции, и оба документа объединили в один.

Как мы видим из перечня, за рамками внимания разработчиков остались наука и оборона.

Риски в реализации нацпроектов

Можно отметить сегментированный подход тематическому оформлению самого перечня проектов. То есть, каждый проект – как «вещь в себе», они не интегрированы. Это означает, что авторы списка не стремятся к стратегическому наполнению инициатив руководства страны. Их опыт говорит о том, что тактический маневр длиной в четыре года проще и предсказать, и реализовать, обеспечив какое-никакое наполнение за счет бюджета и переориентации ряда локальных проектов из старых госпрограмм.

Правда, некоторые позитивно настроенные эксперты полагают, что объединяющим весь этот разнобой в единое целое должен быть Национальный план развития РК до 2025 года, подписанный еще Нурсултаном Назарбаевым в 2018 году. Однако и этот документ – в большей мере не продукт стратегического планирования, а нечто декларативное, с элементами традиционных госпрограмм, где обозначены целевые показатели на каждый год.

Также велик риск волюнтаризма в построении планов, касающихся финансового обеспечения всего пакета мероприятий на эти четыре года. Из 49 трлн тенге, необходимых для финансирования нацпроектов, 33 триллиона, или 67% от всего объема, приходится на внебюджетные средства. Эти амбиции разработчиков вызвали закономерные подозрения у главы государства.

Касым-Жомарт Токаев на сентябрьском заседании Высшего совета по реформам высказал свои сомнения: «Я полагаю, что данные суммы детально проработаны и соответственно имеют под собой конкретные планы и источники финансирования. Нельзя допустить, чтобы нацпроекты не реализовались из-за недостаточной отработки с частными инвесторами. Подчеркну, эффективное привлечение частных инвестиций важно так же, как и рациональное использование бюджетных средств».

Приоритетные и не очень проекты

Можно было бы предположить, что важным в плане стратегии окажется нацпроект, посвященный развитию регионов Казахстана. Однако общий ориентир документа стоимостью в 7,5 трлн тенге – работа над ошибками, то есть, реконструкция коммуникаций: дорог, водопроводов, аэропортов и аэродромов. Ну, и не сильно зависящие от госсектора планы по обеспечению населения квадратными метрами. Зато предполагается, что уровень урбанизации вырастет на три с копейками процента.

В действительности же самое продуктивное по проектам Министерство нацэкономики «вложило душу» в «Устойчивый экономический рост…». От реализации планов этого документа ожидается неплохой эффект: 102,8 тысячи постоянных рабочих мест, рост производительности труда на 20,6% к уровню 2019 года, объем частных инвестиций составит 15,5 трлн тенге, увеличение экспорта несырьевых товаров и услуг до 41 млрд долларов США и т. д. Но сам документ содержит немало спорных моментов. К примеру, с какой щедрости республиканский бюджет должен раскошелиться на 9 млрд тенге для технической модернизации предприятий обрабатывающей промышленности? О национализации активов в новостях не сообщалось.

Инициатива «Формирование и развитие базы знаний в области Индустрии 4.0» – это еще один дорогостоящий цифровой прожект (625 млн тенге), которыми прирастает казахстанская земля. И, как водится, очень недешевые консультационные услуги в области индустриально-инновационного развития стоимостью 6 млрд тенге. Финансирование на различные направления этого программного документа вообще обозначено широкими мазками. К примеру, общее финансирование направления зачастую гораздо выше, чем сумма выделяемых средств на год.

Надо отметить значительную зону ответственности Минэнергетики в данном документе – большая часть перерабатывающих предприятий, организация, запуск и т.д., запланированных на указанный период – это газо-нефте-химпром. Кроме того, там же предусмотрена модернизация энергогенерирующих мощностей.

Новые проекты о старом

Из истории независимого Казахстана напрашивается еще одно наблюдение, о котором не говорил только ленивый. В Бразилии это называют термином Queima de arquivo (дословно переводится как сжигание архивов) – действительно, каждый новый администратор в правительстве «сжигает» прежние достижения. Так происходит и со всеми госпрограммами, которые замели под ковер, чтобы начать работу с чистого листа с помощью нацпроектов.

Правление первого президента РК прошло под флагами масштабных госпрограмм, которые были на слуху у населения – часть дали плоды, а за неисполнение других кто-то так и не ответил. В пользу нового формата можно сказать, что у нацпроектов есть ответственные лица, руководители и кураторы. С учетом ближнего горизонта в четыре года можно предположить, некоторые из них доведут дело до финала.

Поделиться: