Что не так с казахстанской правоохранительной системой
Автор: Вячеслав Щекунских
Работа на статистику
Январские события в Казахстане вряд ли сильно изменили отношение населения к деятельности полиции. Отношение к работе структуры и так формировалось по реакции полицейских на «мелкие» преступления, типа кражи мобильного, сумочки или агрессии пьяных хулиганов. Поэтому правоохранительным органам очень сложно будет добиться роста доверия к себе.
Интересно, что социология госорганов никаких негативных тенденций по отношению к полиции не демонстрирует.
Уровень доверия казахстанцев к правоохранителям (МВД, прокуратура) стабильно держится на уровне третьей части населения. Хотя позитив все-таки есть.
Недавно Бюро национальной статистики при Агентстве по стратегическому планированию и реформам РК опубликовало результаты опроса более 18 тыс. респондентов по Казахстану.
В частности, на вопрос «Насколько правоохранительные органы обеспечивают правопорядок в районе проживания респондентов», 23,4% опрошенных дали оценку в «Значительной степени».
40,9% респондентов считают, что за последние 12 месяцев уровень преступности в районе их проживания снизился.
Если изучать «голую» статистику, то в стране есть позитивная тенденция в плане криминогенной ситуации.
К примеру, по данным МВД, если взять некризисный, некарантинный 2019 год, то тогда в Казахстане наблюдался тренд по снижению преступности на 17,5% (с 255,3 до 210,7 тысяч). Снизилось число уголовных правонарушений, совершенных в общественных местах (-14,4%), в том числе на улицах (-11,6%).
А в карантинный 2020 год отметили 37-процентное сокращение преступности. Отмечено уменьшение количества правонарушений, совершенных в общественных местах, на 51%, грабежей – на 50%, разбоев – на 49%, хулиганств и изнасилований – на 46 и 44% соответственно.
У Комитета по правовой статистике Генпрокуратуры немного другие данные, но еще более позитивные. По данным органа, в 2020 году общий уровень преступности в стране сократился на 33%, с 243 до 163 тыс. уголовных правонарушений.
В 2021 году нестандартная карантинная ситуация выправилась, и аномальных скачков не было.
Общий уровень преступности в стране сократился на 3,3%, с 163 тыс. до 157,9 тыс. уголовных правонарушений.
За шесть месяцев 2022 года общий уровень преступности в стране возрос на 1,1%, с 86 тыс. до 87 тыс. уголовных правонарушений по сравнению с прошлым годом.
Отметим привычную игру со статистикой, когда лучше забыть, что было год-два назад.
Дело в том, что Бюро национальной статистики дает по 2018 году другие, отличные от МВД данные, 292 тыс. фактов.
Для сравнения – в 2015 году было зарегистрировано 386,7 тыс., и к 2019 году был постепенный спад.
Это не означает положительную тенденцию в реальном криминологическом фоне в стране, а демонстрирует изменения в правоприменительной практике – общий курс на декриминализацию некоторых преступлений, заданный Елбасы еще десять лет назад. И, видимо, смену правил в сборе статистики.
Кстати, что касается деятельности работников системы МВД, то, к примеру, заместитель Генпрокурора Жакип Асанов в интервью в 2014 году говорил о внедрении активной практики прекращенных дел за примирением до суда.
Талгат Салкебаев из Карагандинской академии МВД имени Б.Бейсенова отмечает, что в правоприменительной практике, с одной стороны, есть проблемы «искусственной криминализации» и «гипертрофированного приоритета», а с другой стороны – игнорирование преступлений (для ускорения процесса раскрытия), сокрытие информации по нераскрытым преступлениям.
То есть, система работает со своими «генетическими болезнями», причины которых пришли и «снизу», от тех, кто работает и служит «на земле», и «сверху», – от руководящего корпуса.
И, конечно же, есть определенные эффекты от многолетних реформ, которые в чем-то сработали на улучшение, а в чем-то ухудшили ситуацию
Годы реформ
Перевод работы полиции на «сервисную модель» был обозначен еще в послании Елбасы Нурсултана Назарбаева в 2018 году. А до этого шли годы реформ.
Так, в августе 2009 года Назарбаев подписал указ о Концепции правовой политики в РК на 2010-2020 гг. В документе поставлена задача «определить четкие критерии оценки их деятельности, при этом не только по количественным, но и по качественным параметрам оценки».
Через год был подписан еще один указ президента, в соответствии с которым каждый правоохранительный орган разработал свою систему оценки собственной же эффективности.
В декабре 2018 года постановлением правительства утверждена Дорожная карта МВД по модернизации органов, а в июне 2019 года министр внутренних дел подписал приказ «Об утверждении системы критериев оценки деятельности полиции».
В апреле 2020 года приказом главы МВД утвержден еще и «Стандарт полицейского».
В последней редакции Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной указом Касым-Жомарта Токаева в 2021 г., декларируется, что «требуется пересмотр системы аудита качества правоохранительной деятельности, обеспечивающего действенную обратную связь с населением, на предмет оценки эффективности их работы».
Сейчас казахстанская полиция планирует отработать несколько пилотных проектов по внедрению сервисной модели работы (нацеленной на нужды населения – ред.).
Как говорят в МВД, традиционная модель делает акцент на борьбе с преступностью, а при реализации сервисной модели главная миссия – обеспечение чувства безопасности у граждан «с клиентоориентированным подходом».
Так, например, для участковых разработаны процедуры: как заступать на службу, как вести себя при контакте с гражданами, что допустимо и что запрещено делать.
Систему руководства у правоохранителей тоже начали менять недавно, после январских событий, с «головы». Тогда МВД возглавил бывший заместитель Генерального прокурора Республики Казахстан, который затем меньше года руководил Антикором, Марат Ахметжанов.
Пресловутые критерии оценки
Действующие критерии оценки работы полиции были утверждены в Казахстане в июне 2019 года. Количество их довольно невелико.
Так, в числе количественных критериев: 1) состояние преступности; 2) количество убийств; 3) раскрываемость убийств, а также других тяжких и особо тяжких преступлений; 4) количество уголовных правонарушений, совершенных на улицах и иных общественных местах; 5) криминологическая характеристика лиц, совершивших уголовные правонарушения; 6) состояние дорожной безопасности.
Качественные критерии: 1) состояние личной, имущественной и общественной безопасности; 2) оценка эффективности работы полиции; 3) уровень доверия населения.
К критериям оценки у экспертов много вопросов.
Например, не хватает результатов общественного контроля, статистики обращений в правоохранительные органы, соотношения количества правоохранителей на душу населения (в Казахстане оно превышает показатели ряда «эталонных» стран) и др.
Интересно, что в ноябрьской редакции проекта «Дорожной карты развития органов внутренних дел Республики Казахстан на 2022-2024 годы» поставлены амбициозные планы по «усилению доверия» населения к полиции. Ожидаемые результаты:
1. Уровень доверия граждан к ОВД в 2022г. – 82,3%, 2023г. – 82,4%, 2024г. – 82,5%.
2. Ощущение личной, имущественной и общественной безопасности в 2022г. – 70,6%, 2023г. – 73,7%, 2024г. – 76,9%.
Пока уровень доверия достигает 37%. И этот показатель даже немного снизился.
По результатам исследования «Уровень доверия населения к правоохранительным органам» от 2019 года, с утверждением о том, что органам полиции можно доверять полностью, согласны 38,3% респондентов, частично согласны 51,2%.
Спустя год были снова подведены итоги. Выяснилось, что полностью ОВД доверяют порядка 37% респондентов, частично – 38,4%. При этом 57,4% респондентов оценивают уровень безопасности в стране как достаточно удовлетворительный.
Как бы ни креативили реформаторы, а легче работать не с последствиями, а c первопричинами. Вопрос не в самой преступности, а в выстроенной в государстве модели общественных отношений.
Говоря простыми словами, работа правоохранительных органов – это еще и аналитическое обеспечение, цель которого – предусмотреть баланс государственных, общественных усилий, при которых преступление будет просто нецелесообразно. И к этому стоит стремиться.
Поделиться: