ШОС выберет антизападный вектор?
Автор: Владимир Нежданов
Индия пока не определилась
Индию можно называть «колеблющимся государством», от которого зависит глобальный расклад сил. Нью-Дели – член ШОС и участник американоцентричного альянса QUAD; крупнейший покупатель российских вооружений, углубляющий партнерство с США.
Материалы по теме: Китай и США в Центральной Азии – в поисках подходов
Выбранный вектор позволяет Индии занимать уникальную позицию в международных отношениях, влияя на глобальный расклад сил. ШОС для Индии – переплетение интересов и вызовов, где Нью-Дели взаимодействует как с давними партнерами (Россия и страны Центральной Азии), так и с конкурентами (КНР и Пакистан. – Прим. Ia-centr.ru).
Индия использует членство в ШОС как средство расширения взаимодействия со странами Евразии посредством укрепления связей в сфере безопасности и реализации своих экономических интересов.
Индия – активный участник антитеррористических учений стран ШОС. Маневры в рамках организации позволяют создать условия для диалога между силовыми ведомствами Индии и Пакистана, открывая перспективы расширения контактов и разрешения застаревших противоречий. Наконец, Нью-Дели использует ШОС как дополнительную диалоговую площадку с Москвой, увеличивая число контактов между оборонными ведомствами.
Экономические интересы Индии сосредоточены на развитии торгово-экономического сотрудничества с государствами Центральной Азии.
Только за первый год членства в ШОС Нью-Дели удалось удвоить товарооборот с центральноазиатскими государствами. Индия видит в ШОС инструмент, помогающий в комплексе углублять взаимоотношения с государствами Центральной Азии.
Одновременно в ШОС проявляется конкуренция Индии и КНР. Нью-Дели единственный в организации открыто не поддерживает китайскую инициативу «Пояса и пути». Членство в ШОС не помогло избежать столкновений Нью-Дели и Пекина на спорных территориях в 2020 году. Кроме того, в экспертных кругах Индии звучат опасения, что давление антироссийских санкций Запада способно привести к ослаблению позиций Москвы и, как следствие, абсолютному доминированию Пекина в ШОС.
В преддверии саммита Индийский совет по международным делам (Indian Council of World Affairs) опубликовал доклад с оценкой состояния дел в ШОС. Отмечается позитивный опыт в сфере обеспечения безопасности, а вступление в организацию Индии называется фактором укрепления ШОС. Однако подчеркивается, что дальнейшее развитие организации немыслимо без преодоления сохраняющихся разногласий между членами.
Успехи российско-индийских отношений фактически не связаны с ШОС, и диалог Индии и Центральной Азии также успел обрасти новыми форматами. Нью-Дели нацелен на извлечение выгоды из своего «пограничного» положения, а значит, в условиях роста противоречий с Пекином ШОС рискует столкнуться с сокращением интереса со стороны Индии.
Читайте также: США хотят присвоить Китаю статус развитой страны — Пекин против
Индийский саммит ШОС: в поиске смыслов
В этом году саммит проводился в формате видеоконференции, несмотря на окончание пандемии коронавируса, что говорит об исключительно политическом характере такого решения. Существует также мнение, что формат видеоконференции был призван сыграть на руку Нью-Дели, позволив одновременно обеспечить участие всех лидеров и купировав возможности Пекина провести встречи в кулуарах саммита, используя индийскую площадку в своих интересах.
Индийская пресса отметила, что повестка дня обозначает позицию Индии в текущей международной политической ситуации – достигать единства, обеспечивая комплексную безопасность и уважение суверенитета и территориальной целостности каждой страны, а также развитие торгово-экономического сотрудничества и защиту окружающей среды.
Главными итогами встречи глав государств ШОС стали принятие Нью-Делийской декларации, а также очередное расширение организации.
Нью-Делийская декларация, впрочем, подтверждает ранее сформулированные принципы ШОС: ненаправленность против других государств и международных организаций, открытость и поддержка принципов Устава ООН. Говоря о развитии партнерства в ШОС, участники заявляют о множестве сфер сотрудничества – от политики и безопасности до торговли, культурных и гуманитарных связей, а также решения экологических проблем.
Проблемы восприятия организации связаны с увеличивающимися затруднениями по реализации сотрудничества сторон. В частности, об этом высказался президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, отметивший, что за 20 лет ШОС не реализовала ни одного большого экономического проекта.
Тем не менее ШОС сохраняет привлекательность для новых членов. Иран в минувший вторник стал девятым членом организации. Президент Ирана Эбрахим Раиси обозначил преимущественно экономические интересы страны в организации. В частности, была подчеркнута важность дедолларизации, а также углубления экономического сотрудничества членов ШОС, которое способно привести к более справедливому региональному порядку.
Читайте также: Страны ШОС отказываются от доллара. Почему?
Вместе с тем членство Ирана в ШОС содействует формированию российско-китайско-иранского партнерства, поскольку все три страны сталкиваются с эскалацией противоречий с США.
В Нью-Дели также стало известно о том, что уже в 2024 году Белоруссия может стать новым членом ШОС.
Включение Минска в организацию, вероятно, приведет к укреплению антизападной риторики в ШОС ввиду продолжающегося кризиса во взаимоотношениях Белоруссии, Европы и США.
Таким образом, несмотря на положения Нью-Делийской декларации, в ШОС происходит укрепление антизападного вектора. Происходящие изменения могут носить обратимый характер, учитывая позицию Индии, нацеленной на сохранение добрых отношений с США и странами Запада. Однако наиважнейшей проблемой, которую проявил прошедший саммит, станет конкретизация роли организации в современных международных отношениях.
Игнорирование данной проблемы вряд ли станет причиной выхода из организации даже «колеблющихся государств», но оно со временем превратит ШОС в подобие джентльменского клуба, где участникам будет приятно поговорить о политике, но не более того.
Читайте другие материалы по теме:
Лает, но почти не кусает. ЕС не готов вводить вторичные санкции против Центральной Азии
Поделиться: