Европейский опыт для Евразийского Шенгена

Дата:
Автор: Виктория Иванченко
Европейский опыт для Евразийского Шенгена

Интеграцию на евразийском пространстве часто критикуют за отсутствие единого пограничного регулирования (взаимного признания виз, свободы перемещения). И это при том, что между Россией и Беларусью в рамках Союзного государства официально отменен пограничный контроль. Может ли европейский опыт помочь в укреплении евразийской интеграции –  в материале Виктории ИВАНЧЕНКО

Особенности Шенгена

Шенгенское законодательство Европейского союза – уникальная мировая практика внутри отдельного интеграционного объединения. Шенген (так называется не только законодательная рамка внутри Евросоюза, но и город в Люксембурге, рядом с которым было подписано первое соглашение) был призван дополнить существующую свободу перемещения товаров и услуг, которую обеспечивал Таможенный союз внутри Европейского экономического сообщества. Впрочем, путь к Шенгену оказался достаточно долгим и сложным. 

Уже с 1957 г. с основанием Европейского экономического сообщества граждане стран сообщества могли свободно перемещаться между государствами без виз – достаточно было паспорта или национального удостоверения личности. К 1990 году было прописано создание Шенгенской зоны с отменой паспортного контроля, единой визовой политикой, полицейским сотрудничеством. Вступило в силу Шенгенское соглашение только через десять лет после подписания, в 1995 году. Соглашение подразумевало постепенную отмену внутреннего пограничного контроля и гармонизацию визовой политики для третьих стран.

Постепенно к соглашению присоединялись другие страны, а в 1997 году все государства-члены Европейского союза, кроме Великобритании и Ирландии, уже подписали Шенгенское соглашение.В 2001-м году к Шенгену присоединились государства вне ЕС: Норвегия и Исландия, а в 2008 году – Швейцария. Визы, выданные в этих государствах, а также в Лихтенштейне, позволяют беспрепятственно посещать остальные страны Шенгенской зоны.

Это крайне интересная практика с точки зрения интеграционных процессов с соседями, которые не хотят становиться членами объединения, но считают взаимовыгодным участие в отдельных интеграционных проектах. Правда, у них остается мало рычагов влияния на законодательство в случае пересмотра или дополнения действующих норм.

Есть также страны, которые еще не полностью вошли в Шенгенскую зону – это Румыния, Хорватия и Болгария, для некоторых других – действуют оговорки. Также соглашение в отдельных странах может временно приостанавливаться, например, во время важных политических и спортивных мероприятий (чемпионатов мира по футболу, встреч «Большой восьмерки», НАТО, Европейского центрального банка). Похожие меры отдельные страны ЕС начали применять из-за наплыва беженцев и угрозы терроризма.

Помимо отсутствия паспортного и таможенного контроля Шенген подразумевает пересечение внутренних границ в любом месте, не только на обозначенных пограничных переходах. Общая визовая политика подразумевает обмен информацией и общие правила для получения трех видов виз – A, B, C – и общий список стран, имеющих с ЕС безвизовый режим. При этом, сохраняются национальные визы – виза D, которая выдается в соответствии с местным законодательством и дает право, проживая в одной стране, перемещаться по всей Шенгенской зоне. В исключительных случаях страны могут выдавать визы LTV (limited territorial validity) в рамках категории С – они действуют только на территории одной страны.

Значение Шенгена для интеграции

Общая политика в рамках Шенгенского законодательства включает себя еще некоторые аспекты. Среди них: общие правила предоставления убежища, совместные действия по борьбе с наркоторговлей и преступностью, специальные отделения в аэропортах для пассажиров, путешествующих в рамках Шенгенской зоны, общая информационная система (SIS) – она предоставляет доступ к базе данных лиц, чье присутствие нежелательно в ЕС, а также к базе вещей и ценностей в розыске.

Помимо общих технических и законодательных упрощений, Шенген имеет и некоторые другие сопутствующие выгоды. Например, Шенгенская виза – своеобразная визитная карточка законодательства Евросоюза в целом. Требования для получения визы формально равны для всех стран въезда и одна виза в итоге позволяет перемещаться по всему Союзу. При многократной визе повторно въезжать можно через любую другую страну Шенгенской зоны, что также удобно.

Также Шенген – это еще один шаг к укреплению европейской идентичности и повышения статуса европейского гражданства. Безусловно такая политика подчеркивает, что те, кто не обладает гражданством ЕС, находятся вне Европы.

Шенгенское законодательство, обеспечивающее свободу перемещения, помогает поддерживать и развивать социокультурные и экономические связи внутри союза – туризм, деловые контакты, программы мобильности, активное использование автотранспорта, культурный обмен. Всё это позволяет развивать интеграцию на уровне человеческих связей. Видя преимущество интеграционных введений, затем сами граждане интеграционного объединения выступают за дальнейшее развитие и углубление интеграции.

Миграционный кризис 2015-2016 года временно поставил под вопрос шенгенский режим, так как многие страны ввели либо частичный пограничный контроль, либо – полностью восстановили границу. Но в целом коллапса не произошло, и Шенген сохранился в своем привычном виде.

Как применить практику ЕС для ЕАЭС

Сейчас внутри Евразийского экономического союза граждане ЕАЭС могут перемещаться по внутренним паспортам, в аэропортах созданы отдельные окна для приезжающих из ЕАЭС.

Ликвидация пограничного контроля внутри стран Союза, безусловно, должна быть согласована с общей политикой на внешних границах, общей визовой политикой – чтобы не возникало ситуаций, схожих с Беларусью – когда гражданам третьих стран можно пересекать российско-белорусскую границу только через контрольно-пропускные пункты на ней, которых, в свою очередь де факто не существует. Общая визовая политика требует установления и единой цены на визу, установления общих технических требований, базы данных и общих критериев безопасности для всего ЕАЭС.

При этом, по образцу ЕС можно сохранить национальные визы или иные разрешительные документы для тех, кто планирует оставаться в стране более длительное время. Так же актуальными будут оговорки для отдельных случаев и территорий, например, на время проведения важных политических и спортивных мероприятий. В случае неготовности страны обеспечить полную безопасность и контроль при пересечении её государственных границ законодательство могло бы применяться в ограниченном объеме. Евразийская зона могла бы быть актуальна для других государств СНГ, которые на данный момент не являются членами ЕАЭС – при условии соответствия общим требованиям регулирования пограничного контроля и безопасности.

Общие базы данных о пересечении границы, а также разыскиваемых людей и ценностей – удобное и полезное нововведение для контроля над ситуацией и борьбы с преступностью в Союзе.Стоит подумать о либерализации механизма регистрации по месту пребывания, особенно если визит краткосрочный.

Нужно понимать, что само по себе движение к общей политике границ – это дальнейшая передача полномочий и суверенитета отдельных государств на уровень всего Союза, хотя по сути пограничным контролем могут по-прежнему заниматься национальные органы каждой страны – правда, только по внешней границе ЕАЭС. Также это закрепление и построение новой евразийской идентичности, выработка дополнительной общности (помимо, сохраняющейся национальной). Это и новое позиционирование себя на внешних рубежах для третьих стран – вполне в ногу с современными международными трендами по формированию общих пространств экономического и социо-культурного сотрудничества. Это, кроме прочего, и своеобразный тест на доверие, всё-таки граница имеет очень важное значение с точки зрения государственности и безопасности страны.

Внедрение «евразийских» виз могло бы вывести на новый уровень переговоры по либерализации визового режима – теперь уже на уровне ЕС-ЕАЭС. Или позволило бы сразу всем «евразийским пакетом» обсуждать миграционные вопросы с другими странами СНГ или Азии, тем самым повышая узнаваемость ЕАЭС и предоставляя дополнительный стимул не ограничиваться сотрудничеством только с одной страной Союза. 

Создание «евразийской зоны» по типу Шенгенской дает много преимуществ, пока еще недооцененных. Помимо многих технических удобств, это предполагает и плюсы для дальнейшего углубления интеграции и внешнего позиционирования, что, впрочем, не отменяет необходимость более тщательно проработать и гармонизировать таможенное и миграционное законодательство всех стран-участниц ЕАЭС.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   

 

Теги: ЕАЭС

Поделиться: