В светлое будущее: как Китай взращивает для себя будущие умы планеты

Дата:
Автор: Виктория Акимочкина
В светлое будущее: как Китай взращивает для себя будущие умы планеты

За последние годы выражение «китайская экспансия» все чаще можно встретить как в экспертной среде, так и среди обывателей. Обычно она упоминается либо в контексте проникновения китайского капитала в экономики других стран, либо в отношении непосредственной эмиграции китайского населения. Однако учитывая возросшую роль Китая на международной арене, было бы опрометчиво предполагать, что этим «экспансия» ограничивается.

Сегодня одним из «горячих» направлений экспансии можно назвать сферу образования ― часть, так называемой, «мягкой силы» КНР. Знакомство с языком и культурой, нахождение в соответствующей среде может превратить людей, особенно молодых, в рычаг давления на политику их родной страны. 

Над этой сферой своей политики китайское правительство усердно и довольно успешно работает на протяжении последних двух десятилетий. Согласно статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития, количество иностранных студентов, поступающих в китайские вузы, с каждым годом увеличивается в среднем на тринадцать тысяч человек. Наибольшее число студентов прибывает из Южной Кореи, США, Таиланда, России, Японии, Индонезии и Индии. КНР активно занимается как расширением существующих направлений, так и работой над новыми.

Когда все началось

В конце прошлого века правительство КНР поставило перед собой задачу популяризации китайского образования и культуры в мире посредством интеграции в международное образовательное пространство. Эта задача официально получила воплощение еще тогда, чему свидетельствовали принятый в 1995 г. закон о защите прав иностранных студентов и образованный Министерством образования двумя годами позже Совет по грантам.

В XXI веке работа в этом направлении  стремительно набирала обороты. В 2007 году на XVII съезде КПК было объявлено о необходимости наращивания «мягкой» силы, одним из воплощений которой как раз является в сфера образования. В ней данная политика преследует две основные цели ― увеличение количества обменов между студентами и расширение собственной сети образовательных и культурных центров. Количество выдаваемых иностранцам грантов и так росло с огромной скоростью ― если в 2003 году их было выдано около 6 тысяч, то в 2006 году их число превысило 10 тысяч ― а с этого момента темпы роста становятся еще больше и уже в 2012 году число выданных грантов достигает 28 тысяч.

Позже был утвержден ряд решений по культурной реформе и развитии социалистической культуры, в которых образование было представлено как важный аспект внутренней и внешней политики КНР, а в 2010 году Министерство образования утвердило «Проект обучения в Китае», основная цель которого состояла в улучшение взаимодействия и сотрудничества с другими странами и повышении уровня интернационализации образования [1]. В нем также подчеркивалась необходимость создания команды высококвалифицированных преподавателей для привлечения перспективных иностранных студентов. 

Новый этап реформ в сфере образования, начавшийся в 2015 году, включал в себя делегирование большего количества полномочий нижестоящим уровням, что предоставило новые возможности неправительственным учреждениям. Целью этих изменений было увеличение числа акторов, работающих над популяризацией китайского образования. С этой же целью Министерство Культуры КНР и ранее призывало использовать частный капитал для развития проектов в области образования и культуры. А в начале следующего года Министерство образования Китая опубликовало директиву о способах укрепления патриотического воспитания в китайской системе образования, согласно которой предлагалось создать сеть, которая объединяющую студентов и экспертов из Китая и других стран для распространения знаний о развитии КНР, тем самым ставя всех их в роль потенциальных «послов от людей к людям», своеобразных распространителей китайской интерпретации политики КНР. 

Армия Конфуция

Работа правительства КНР не прошла бесследно. Одним из ярких примеров этому может послужить уверенный рост популярности китайского языка в мире: если в 2010 году по данным агентства Синьхуа экзамен на знание китайского языка HSK сдали около 750 тысяч человек, то, по сообщению  CNTV, за 2013 их число равнялось уже примерно 5 миллионам. Обуславливается этот рост не только очевидным фактором роста роли КНР в мире, но и уже упомянутой политикой, проводимой Китаем на этом векторе. 

Наибольшую роль в популяризации китайского языка играют институты и классы Конфуция ― сеть международных культурно-образовательных центров, создаваемых на базе зарубежных центров по изучению китайского языка, финансируемых и управляемых правительством КНР. Их цель состоит в популяризации китайского языка, проведении культурно-образовательные мероприятия, распространении обучающих материалов. Также они занимаются проведением экзаменов для студентов и учителей и распределением грантов на учебу в Китае. 

Сеть институтов постоянно растет: в 2010 году она охватывала 96 стран, а в 2018 ― уже 154. По данным Государственной канцелярии по распространению китайского языка (Ханьбань) число институтов Конфуция в мире уже преодолело отметку в пять сотен, а к 2020 году их число планируется довести до тысячи [2]. Судя по ежегодным отчетам, для Китая приоритетными направлениями распространения сети являются Европа и Америка: в прошлом году на них приходилось 180 и 162 института соответственно. В Европе расширение особенно наблюдается в странах Восточной Европы и в Балканских государствах. Значительный прирост также можно наблюдать в странах Африки[3]. Особую тревогу со стороны Европейского Союза, а в особенности Дании, вызывает растущее влияние Китая в Гренландии, связанное в особенности с распространение школ Конфуция.

Пять лет назад число студентов, зарегистрированных в институтах Конфуция, достигло миллиона, а в 2018  оно возросло еще на 860 тысяч человек. Так, только за последние пять лет количество студентов, возросло почти в два раза. 

Центральноазиатская волна

Центральная Азия (ЦА) занимает особое место в китайской внешней политике. Не случайно пробный институт Конфуция в 2004 году был открыт в Узбекистане. В первую очередь интерес Китая к данному региону продиктован географической близостью и участием в глобальном проекте «Один пояс, один путь», маршруты которого проходит через регион. Китайское правительство с каждым годом увеличивает число образовательных грантов и стипендий для стран, участвующих в нем. Также бесплатное обучение для своих государств-членов предоставляет Шанхайская организация сотрудничества

Среди казахстанских студентов китайское образование, не только высшее, но и других ступеней, пользуется большой популярностью. Китайское направление занимает второе место после России по популярности среди студентов из Казахстана. С 2007 по 2016 год число студентов из Казахстана в Китае по данным портала Zakon.kz, выросло с трех тысяч до почти двенадцати. Новостной портал агентства «Хабар» сообщает, что по данным министерства образования КНР, в прошлом году число казахстанских студентов достигло 14 тысяч человек.  По словам Кайрата Абдрахманова, советника посольства РК в КНР по вопросам образования и культуры, из них более 1300 обучались по гранту китайского правительства, более 2500 студентов обучались по грантам муниципалитета центрального подчинения и региональных правительств, а большая часть ― обучалась за свой счет. По данным опроса в рамках исследования Высшей школы экономики университета КАЗГЮУ, казахстанские студенты указывают результаты политики, проводимой китайским правительством в области образования, как одну из причин выбора КНР для продолжения обучения.  

Среди общего числа иностранцев, обучающихся в КНР, казахстанские студенты с 2008 года непрерывно входят в Топ-10 по количеству. Другие страны ЦА не находятся в первой десятки. По данным портала Study in China, каждый год около двух тысяч кыргызских студентов уезжают получать образование в Китай, около 40% из них учатся на бесплатной основе. Такие же данные портал предоставляет о студентах из Узбекистана, однако бесплатно из них учится меньшее количество ― 30%. Конкретных данных по общему количеству студентов из Узбекистана в Китае найдено не было, однако открытие в Самарканде нового института Конфуция, принятие Узбекистаном и КНР плана расширения обмена студентами на 2014-2017 дают основания полагать, что поток узбекских студентов в Китай растет. Около 1500 студентов из Туркменистана учатся в Поднебесной, еще примерно пятьсот студентов уезжают туда каждый год и 39% из них учатся по гранту. Sputnik сообщает о возрастающей заинтересованности таджикских студентов в китайских вузах, ссылаясь на возрастающее число студентов, изучающих китайских язык ― к примеру, в РТСУ за два последних десятилетия оно выросло с двадцати человек до двухсот.

Политика, проводимая правительством КНР в области образования ― большая возможность получения грантов, а если получить его не вышло ― сравнительно невысокая цена обучения, относительная легкость поступления и более «престижное» и перспективное, в сравнении с местными университетами, образование ― сильно послужили привлечению студентов из стран ЦА. Дополнительно также стоит отметить географическую близость и растущий уровень сотрудничества между странами ЦА и Китаем. Оно воплощается в увеличивающемся числе китайских инвестиций и создании различных проектов на территории Центральной Азии. Так для этого региона китайский язык и образования, вне сомнения, очень актуальны. 

Все серьезно

Сегодня правительство Китая выделяет огромное количество стипендий для иностранных граждан, увеличивает число программ, преподаваемых на английском языке, а также заключает соглашения о сотрудничестве в сфере образования с другими странами, как на уровне высших государственных органов, так и на уровне учебных заведений ― все это ради привлечения студентов из других стран. В 2017 году количество иностранных студентов в КНР достигло 489 тысяч человек, а к 2020 году страна ставит перед собой цель привлечь 500 тысяч иностранных студентов.На реализацию проектов в этой сфере Китай только в прошлом году выделил более трех миллиардов юаней или около 6% от ВВП страны. Также китайское правительство приветствует вовлечение новых акторов в реализацию поставленных задач. Так, судя по масштабу инициатив и выделяемых на их осуществление средств, в этом направление Китай, совершенно очевидно, преследует глобальные цели.



[1]Plan for Study in China //China Scholarship Council/ Policy, 03.05.2012  [Электронный ресурс]. URL: http://www.csc.edu.cn/studyinchina/newsdetailen.aspx?cid=192&id=1348 

[2]Официальный сайт Государственной канцелярии по распространению китайского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://english.hanban.org/node_10971.htm

[3]Ежегодные итоговые отчеты http://www.hanban.org/report/2017.pdf; http://www.hanban.org/report/2018.pdf



Теги: Китай

Поделиться: