Российские элиты в 2021 году: тезисы из экспертного доклада «Минченко консалтинг»

Дата:
Автор: Варвара Монахова
«Несмотря на пандемию, ухудшение отношений с Западом, протесты начала 2021 года, российская элита сохраняет высокий уровень устойчивости. Секрет этой устойчивости – консолидация силовиков и приоритет экономической борьбы внутри Политбюро 2.0 над политическим противостоянием,» – Ia-centr.ru дает выжимку из свежего доклада о настоящем и будущем российской элиты от «Минченко консалтинг».
Российские элиты в 2021 году: тезисы из экспертного доклада «Минченко консалтинг»

Кто есть кто и кто есть с кем в элитах России

Как заключают авторы доклада, состав ближнего круга Владимира Путина к середине 2021 года не изменился. Его представляют Николай Патрушев (секретарь Совета безопасности России), Дмитрий Медведев (заместитель председателя Совета безопасности), Сергей Чемезов (генеральный директор корпорации «Ростех»), Игорь Сечин (главный исполнительный директор ПАО «НК „Роснефть“»), Сергей Собянин (мэр Москвы), Сергей Шойгу (министр обороны РФ), Юрий Ковальчук (основной акционер банка «Россия»), Геннадий Тимченко (владелец Volga Group) и Аркадий Ротенберг (предприниматель и миллиардер). Так, внутри «Политбюро 2.0» можно выделить три конгломерата:

1. Связка Сечин-Ковальчуки – получила наибольшие аппаратные приобретения и усилила влияние в электроэнергетике.

2. Связка Чемезов-Ротенберги – укрепила свои позиции в транспортно-инфраструктурной сфере.

3. Связка Шойгу-Собянин-Тимченко – нарастила влияние в московской агломерации и сибирско-уральских регионах.

Движения, направленные против правящей элиты страны, привели к созданию таких партий как «Новые люди» и «Зелёная альтернатива» и объединению «Справедливой России», «Патриотов России» и «За правду». Это поможет на предстоящих думских выборах повысить легитимность кампании и избежать новых протестов.

Противоречия среди членов «Политбюро 2.0» снизились после отказа от использования инфраструктуры Алексея Навального во внутренней борьбе. Уменьшилось количество конфликтов и в углеводородном секторе экономики.

Устойчивость верхнего эшелона элиты построена на экспорте углеводородных ресурсов, где благодаря заместителю председателя правительства Российской Федерации Александру Новаку были сохранены мировые цены, идеологического образа внешнего врага в лице Запада, закреплению суперпрезидентской модели управления после конституционных поправок 2020 года и сплочению силовой элиты.

Как элита реагирует на внешние вызовы

С уходом Дональда Трампа США снова сближаются с ЕС, укрепляющим разрыв между Западом и Россией. Сейчас возникла ситуация, когда взаимоотношения Вашингтона и Москвы сводятся к попытке распределить зоны влияния без конфликтов вместо совместной работы.

Похожая проблема существует и в политически дестабилизированном постсоветском пространстве. Ряд стран находится в процессе транзита элит, например, Казахстан и Узбекистан , либо же переживают длительный внутриполитический кризис, например Беларусь, Армения, Грузия, Молдова и Кыргызстан .

Идея «политическая интеграция вслед за экономической» всё менее популярна, растёт недоверие к ЕАЭС в элитах стран-участниц, поэтому можно говорить о кризисе интеграционных проектов на постсоветском пространстве. Также серьезным вызовом для стабильности режимов в Центральной Азии становится уход США из Афганистана, грозящий увеличением влияния радикального исламизма в этом регионе.

Чтобы избежать внешнеполитического напряжения, российская политическая элита предлагает рассмотреть альтернативные способы получения ренты, что позволит не перераспределять влияние в существующих нишах, а создавать новые.

Прогнозы на ближайшее время

Главный краткосрочный вызов для элит – последствия «третьей» волны коронавируса и недовольство обязательной вакцинацией. Главный долгосрочный вызов – угроза потери части прибыли из-за «экологический революции» в ЕС.

Для того, чтобы продолжать сотрудничать со странами Запада, необходимо модернизировать экономику, что повлечёт за собой перестановку кадров в политической сфере.

Устойчивость власти в ближайшее время может сильно пошатнуться из-за нескольких факторов:

1. Продолжение конфликтов с Западом и нестабильность постсоветского пространства, доходящая до прямых военных столкновений. Российская элита вынуждена поддерживать режим Лукашенко, балансировать интересы Армении и Азербайджана в Закавказье, а также бороться с ростом влияния Китая в Центральной Азии, что требует больших затрат, которые общество не готово взять на себя.

2. Введение в ЕС углеродного налога может стоить России до 3 миллиардов евро ежегодно, если не будет проведена экологическая модернизация.

3. Средний возраст верхнего эшелона элиты равен 65 годам, а второго – 61 год, что заставляет задуматься о новых путях карьерного роста для молодых политиков.

4. Третья волна COVID-19 может расколоть электорат на сторонников и противников прививки, что сравнимо с нарастанием протестных настроений после «пенсионной реформы».

Поставленный курс на отход от прежних способов получения ренты с продажи нефти и газа вынуждает российскую элиту искать новые пути решения проблемы. Первым из вариантов может стать развитие отечественного фармакологического сектора, выражающегося в экспорте российской вакцины «Спутник V», и IT-сектора. Второй вариант – развитие «зелёной» энергетики через альтернативный Северный морской путь и атомную промышленность. Третий путь – сырьевой и промышленный экспорт на рынки развивающихся стран Юго-Восточной Азии и модернизация ВПК.

Постепенное старение верхнего эшелона элиты заставляет задумываться о привлечении новых людей в политику, чего можно добиться несколькими способами:

1. Продвижение по бюрократической лестнице, однако элемент соревновательности может выйти из-под контроля;

2. Отбор «лучших из лучших» через конкурсы и системы оценивания, что создаёт высокую формальную легитимность механизма, но вступает в конфликт с методом патронажа, применимым сейчас;

3. Прямое наследование позиций в элите, который обладает наименьшей легитимностью;

4. Путь каперов – людей, которые на свой страх и риск разрабатывают новые темы, не интересные крупным игрокам;

5. Появление и рост новой силовой элиты.

Что ждёт «Политбюро 2.0» в будущем?

I сценарий: Стабилизация состава политической элиты на несколько ближайших лет за счёт изменения экономического строя и создания элитных коалиций.

II сценарий: Появление наследственной аристократии.

III сценарий: Сокращение «верхнего эшелона» элиты при упрощении экономической структуры.

IV сценарий: Перестройка всей элитной коалиции в России из-за перестройки экономики и смещения основных центров извлечения прибыли с приходом новых влиятельных людей.

V сценарий: Новый интеграционный проект на постсоветском пространстве и укрупнение политической элиты за счёт части элит стран-союзников.

Поделиться: