В.Арутюнян о газовом вопросе ЕАЭС: различие в позициях понятно, важно обсуждение
Автор: Вардуи Арутюнян
В условиях пандемии основные органы ЕАЭС продолжают свою работу в удалённом режиме. На заседании Высшего евразийского экономического совета, которое прошло 19 мая в формате видеоконференции, одним из важнейших вопросов повестки было подписание «Стратегии развития евразийской экономической интеграции до 2025г.».
Этот документ является «дорожной картой» дальнейшего развития интеграции государств ЕАЭС и предусматривает множество изменений в документах Союза, а также в национальных законодательствах.
По сути, документ в целом уже одобрен, остаётся согласовать несколько вопросов, один из которых – тарифообразование на услуги по транспортировке газа на общем рынке газа ЕАЭС.
Как показала видимая часть саммита, решения этого аспекта не следовало ожидать и на этом заседании. Фактически здесь позиции Армении и Беларуси совпали: в частности, они предложили ввести единые тарифы на газ для стран ЕАЭС.
Позиция России же несколько отличается: единый тариф на газ можно утвердить, однако это возможно лишь на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Другими словами: чтобы иметь единый тариф, нужно иметь другой уровень интеграции.
Как известно, «газовый вопрос» регулируется пока что в двусторонних форматах, а образование общего рынка газа планируется не раньше 2025 года. И уже делается попытка перенести вопросы связанные с образованием общего рынка газа на многосторонний формат и согласовать системный подход к ценообразованию, транспортировке и другим вопросам. Однако это представляется довольно сложным.
С другой стороны то, что на саммите ведётся такой дискурс, – уже хорошо. Это свидетельствует о том, что в Союзе нормальная рабочая обстановка, что стороны заинтересованы в эффективном развитии и укреплении Союза.
Вполне нормально, что по вопросам энергоресурсов страны-импортёры (Армения, Беларусь и Кыргызстан) и страны-экспортёры (Россия и Казахстан) имеют разные позиции и приводят свою аргументацию.
Этому способствует также нестабильность и надвигающийся кризис в мировой экономике в связи с пандемией коронавируса, прогнозы о которой не самые обнадёживающие. Ещё одним фактором обострения вопроса является резкое снижение цен на энергоносители на мировом рынке, из-за чего рыночная цена на газ резко упала.
Что же касается этого вопроса в рамках ЕАЭС, то следует учитывать и то обстоятельство, что цена на газ имеет тяжелый вес в экономической конкуренции. И те страны, для которых цена на газ низкая, получают конкурентное преимущество перед другими. Не удивительно, что все три страны-импортёра видят основы для пересмотра цены на газ и в апреле-мае обратились к России с просьбой рассмотреть возможность снижения цены.
Пока в двусторонних переговорах ожидают окончательных решений, в многостороннем формате тоже в период до следующего саммита, который планируется проводить осенью в Минске, страны ЕАЭС продолжат консультации. И если не удастся прийти к общему согласию, то не исключено, что «газовый вопрос» будет снят со Стратегии развития до 2025г. Так что острый и чувствительный газовый вопрос ЕАЭС пока остаётся в повестке.
Ia-centr.ru является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Поделиться: