Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Сорок дней акимства Сагинтаева: в Алматы обкатывается новый курс власти

Сорок дней акимства Сагинтаева: в Алматы обкатывается новый курс власти

06.08.2019

Автор: Тимур Никитин

Теги: Казахстан

28 июня акимом Алматы был назначен Бакытжан САГИНТАЕВ – политик и чиновник, принадлежащий к высшему эшелону казахстанской власти. На днях исполнились условные сорок дней его работы в Алматы. Срок небольшой, но весьма символический, и в случае с Бакытжаном Абдировичем весьма показательный.

 Алматы нужна масштабная фигура

Алматы – бывшая столицы и действующий экономический, общественный и культурный центр Казахстана и шире – Центрально-Азиатского региона. Поэтому с первых лет независимости в Казахстане действует негласное правило: на должность акима Алматы назначается только абсолютный политический и хозяйственный тяжеловес. Фигура не соответствующая этому масштабу – без собственного политического веса и без опыта успешной хозяйственной и организационной работы – просто не имеет шансов справиться даже с текущими задачами, не говоря уже о развитии города.

Лето 2019 года – это момент, когда одним решением текущих задач акиму южного мегаполиса не обойтись. Все проблемы, накопившиеся в экономике страны и в обществе, проявлены в Алматы максимально остро и показательно. Но и решение этих проблем, даже бессистемное, не может пройти незамеченным и не может не послужить укреплению доверия к власти со стороны населения, а это на сегодня – главная задача государства. Поэтому у нового президента и его Администрации нет ни времени на эксперименты, ни возможности осуществить маневр с назначением в Алматы еще одного – при всем уважении к предыдущему акиму – спорного и неоднозначного государственного чиновника.

Учитывая, что южная столица Казахстана – это центр общественной и деловой жизни страны и одновременно точка концентрации максимального количества интересов, назначение в Алматы руководителя уровня Сагинтаева свидетельствует о понимании масштаба и важности задач, которые ставит перед руководством Казахстана фактически главный город страны.

Оговоримся, что мы не принижаем значение столицы, однако надо признать, что Нур-Султану в силу его особого статуса города бюрократии не присущи многие проблемы, характерные для крупных и довольно самостоятельных городов.

«Не показывайте мне то, что красиво»

Новый аким, как, наверное, ни один из его предшественников, столкнулся с высочайшими ожиданиями населения по всем направлениям работы. Отчасти «постарались» предшественники, либо решая только крупные проблемы и пренебрегая работой с населением, либо много обещая и делая всё наполовину. Отчасти кризис социальной сферы и общественных институтов породил мощнейший в истории страны запрос на диалог с властью и на общественный контроль результатов ее работы, особенно в социальной сфере.

Новому акиму здорово «повезло»: у него не было выбора – пришлось сразу взяться за проблемы, требующие быстрых и эффективных решений. График Сагинтаева в первые сорок дней акимства был очень насыщенным: он сразу посетил все проблемные зоны города – неблагополучные районы и улицы, рынки и т.д., раздал поручения, назначил ответственных.

Приведем несколько показательных примеров. Сразу несколько окраин Алматы стонут от отсутствия нормальных систем жизнеобеспечения: особенно это касается новых районов, где сосредоточены наиболее незащищенные группы населения – так называемое «царство самостроя» и муниципального жилья. Так, микрорайон «Шугыла» (Наурызбайский район), ждавший подключения газа несколько лет, получил его всего за месяц пребывания Сагинтаева на посту акима.

Предгорные районы Алматы, выросшие на месте садоводческих хозяйств и совхозов, исторически испытывают сложности с водоснабжением и электроэнергией. После их посещения аким Сагинтаев не стал обещать золотых гор, но обозначил, что проблемы будут решаться комплексно и последовательно: были расставлены приоритеты (вода) и даны соответствующие поручения, о ходе выполнения которых аким завел привычку отчитываться в Инстаграме.

Удалось Сагинтаеву предложить план и по другому злободневному для алматинцев вопросу – безопасности и борьбе с криминалом. В частности, запланировано увеличение количества стационарных участков полиции, а также внедрение почти такого же числа мобильных. Обновлена криминогенная карта города, а в маршруты патрулирования добавили дворы. 

Начались подвижки в решении проблем с освещением дворов и улиц, а также с дорожным покрытием в многострадальных отдаленных районах Алматы – Наурызбайском и Алатауском. Было сделано заявление и относительно развития дорожной сети южного мегаполиса: наряду с продолжением строительства развязок в приоритет также поставлена задача увеличения пропускной способности «малого транспортного кольца». Это породило разговоры о том, что такие общественные инициативы, как, например, изменение (в сторону увеличения) скоростного режима по главным объездным дорогам вполне может состояться.

Отметим, что постоянные и эффективные точечные изменения становятся реальностью во многом благодаря работе Общественного совета при акимате Алматы. Этот орган был создан еще при предыдущем акиме и накопил достаточно много хорошо продуманных и проработанных инициатив, отражающих реальные потребности отдельных районов и групп населения. Главы районных акиматов уже озадачены планами последовательного разрешения накопившихся проблем.

Всё это выглядит как, по меньшей мере, разумное использование ознакомительного периода: вникнуть во всё, обозначить серьёзность намерений без риска быть обвиненным в микроменеджменте.

Сразу после назначения Сагинтаева в прессе началось обсуждение: станет ли новый аким продолжать многочисленные начинания предшественника или возьмет резко отличный курс и начнет «всё переделывать»?

Первые сорок дней Сагинтаева отвечают: ни то, ни другое. Ведь в Алматы, помимо коммунально-бытовых вопросов, которые никогда не заканчиваются, есть ряд проектов, которые вызвали протест и неприятие в обществе еще на этапе планирования. Это и давняя идея построить горнолыжный курорт в урочище Кок-Жайляу, и совсем свежая идея о вырубке сотен деревьев на территории выставочного комплекса «Атакент» для постройки конгресс-центра, и очень спорный проект линии БРТ, который предусматривал переоборудование улиц под автобусное движение.

Все эти вопросы не решить с наскока за первые сорок дней акимства, однако Сагинтаев обозначил четкую позицию городских властей: целесообразность и эффективность каждого проекта будет пересматриваться. Это дает горожанам надежду на то, что городские власти могут отказаться от уже запланированных, но заведомо невыгодных и даже вредных для Алматы проектов.

Успех Сагинтаева важен для нового руководства страны

По сути, Сагинтаев в Алматы столкнулся с тем, с чем столкнулся весь аппарат центральной власти в транзитный период, который, конечно же, еще далек от завершения. С отсутствием выбора. У власти сегодня нет ни времени, ни запаса доверия, ни пространства для маневра. А результат нужен здесь и сейчас. 

Еще одно сходство – это управленческие принципы, которыми руководствуется и Сагинтаев, и нынешняя центральная власть. Готовность к качественным сдвигам во всех аспектах при условии сохранения общей преемственности. Готовность признать ошибки в прошлом при условии признания и сохранения достижений. 

Этот подход ко многому обязывает, но имеет гигантский плюс: возрождает надежду. Если у власти нет иного варианта, как только решить проблему, значит, она будет готова пойти на многое, в том числе и на диалог с обществом, которого так давно не было. Именно это сообщение новый президент и его команда пытаются донести едва ли не в каждом обращении, но казахстанское общество привыкло (не без оснований) не принимать подобные слова на веру.

В масштабах города это сообщение власти считывается более органично и естественно (не будем забывать, что демократический принцип родился в торговых городах-государствах). В масштабах города и его проблем этот принцип легче проверить – не так дорого, не так страшно, не так долго ждать результатов. 

Именно поэтому для нового руководства страны так важен успех нового руководства Алматы. Успех Сагинтаева в Алматы даст приличный запас доверия и поддержки общества к власти. Успех Сагинтаева в Алматы можно экстраполировать и масштабировать на всю страну. Успех Сагинтаева в Алматы покажет всем, что выбранные методы решения задач транзитного периода работают.

Пока что всего спустя сорок дней рано делать выводы, но уже есть пища и для прогнозов, и для определенных надежд.


Теги: Казахстан

0
Бек
Думаю что БРТ (Алматы) успешный проект, сам часто пользуюсь, очень удобно, для тех, кто часто пользуется общественным транспортом. Критикуют в основном автолюбители. Интересы простых людей и пешеходов должен стоять выше, чем интересы автовладельцев. Мы и так задыхаемся в Алматы от выхлопных газов многочисленых частных автомобилей.
Имя Цитировать 0
0
Aza
Сам автовладелец, но поддерживаю BRT. Единственное нарекание как это было осуществлено по улице Тимирязева. Атакент, на голой земле будут строить. Дополнительно еще одно красивое здание нашему городу.
Имя Цитировать 0
0
Лара
Байбек практически УНИЧТОЖИЛ МАЛЫЙ БИЗНЕС, запретив магазинчики в переходах, овощников, остановки с магазинами, ларьки и пр. Алмата вернулась к временам 20 лет назад - торговцев на коробках. Запретил парковку машин на обочинах (сплошная полоса на главных дорогах), благодаря чему умирают малые магазины, куда заезжали часто все. Одностороннее движение по главным дорогам ещё больше парализует пол города в час пик! А авто самой администрации нарушали правила, двигаясь как им удобно!!! До сих пор по городу выкорчёвывают хорошие бордюры, ставя новые, обеспечивая прибыль завода самого Байбека! Всё нужно возвращать вспять - когда город стабильно жил без его вмешательства..
Имя Цитировать 0
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение