Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Реформа образования – болевая точка Казахстана

Реформа образования – болевая точка Казахстана

05.06.2018

Автор: Тимур Исаханов

Теги:

«Я прихожу в бешенство от одной мысли о том, сколько бы я всего узнал, если бы не ходил в школу», – этот афоризм Джорджа Шоу очень точно подходит к ситуации со школьной реформой в Казахстане. Сейчас общение министерства образования со школьниками, их родителями и учителями взяло тайм-аут – летние каникулы – но в сентябре битва человеческий капитал неизбежно продолжится.

Реформа образования лучше всего понимается через теорию заговора. Главный ресурс современной экономики – это как бы человек, а не механизм. Но все не так просто. Поскольку экономика Казахстана часть глобальной системы, то и правила по производству «современных людей», задаются из глобального центра. Центральным оператором реформы образования в республике выступает Всемирный банк. Из-за этого финансирование многих проектов на территории страны связано с темпом претворения в жизнь образовательных изменений. 

2017/18 учебный год вовлек в разрушительную орбиту учащихся 1-х, 2-х, 5-х и 7-ых классов. Поскольку в Казахстане система образования единая и никаких альтернатив не предполагает, то под раздачу попали все школьники указанных возрастов. Поэтапное внедрение реформы (1, 2, 5, 7-ой классы – в 2017/18 учебном году; 3, 6, 8, 10-ый – в 2018/19 и 4, 9, 11-ый – в 2019/20) нарушает один из главных педагогических принципов – принцип системности. Так, в 7-ом классе по многим предметам школьники изучали те же темы, что уже были ими пройдены в 6-ом классе (география, биология, алгебра/математика, литература). При этом по той же биологии в кучу свалены изучение ботаники, зоологии и анатомии. Надеяться на профессионализм и подвижничество учителей бессмысленно, потому что они – заложники типовых учебных планов, типовых учебных программ, СОРов (суммативное оценивание раздела) и СОЧей (суммативное оценивание четверти).

МОН обещал, что станет меньше учебной нагрузки, а оценивание знаний учащихся будет производиться более объективно и квалифицированно. В реальности нагрузка возросла кардинально, а в случае семиклассников еще и на фоне возрастного гормонального взрыва, который сложен и опасен сам по себе. Учителя отмечают, что на фоне предыдущих учебных годов в прошедшем у школьников (прежде всего 7-ых классов) отмечаются синдром хронической усталости, «выгорания» в отношении учебы. Сама статистика заболеваемости свидетельствует, что болеть учащиеся стали заметно чаще. 

Преподаватели, со своей стороны, получили «бонус» в виде резкого увеличения рабочей нагрузки за ту же мизерную зарплату. Заработные платы в системе образования как были на 40% ниже, чем в среднем по экономике, так и остались, однако трудиться теперь приходится гораздо больше. Одно введение электронного документооборота в два раза увеличило всевозможную ненужную писанину, поскольку бумажный документооборот никто не отменял. Учителя увольняются из школ в поисках лучшей (или хотя бы менее худшей) доли, а как следствие, в системе среднего образования растет дефицит кадров. 

Возвращаемся к теории заговора. Когда шли споры вокруг учебника Зинаиды Сабитовой по русскому языку для 7-ых классов, то все указывали на методологическую ошибку, где русскоязычным школьникам родной язык подается как иностранный. Сам учебник, в свою очередь, создан на основе Типовой учебной программы, которую разрабатывает и утверждает Министерство образования и науки. То есть учебник стал результатом общей работы системы, заточенной на дезорганизацию и бессистемность процесса обучения. При этом международные эксперты реформу хвалят. Информационные ресурсы, которые палец о палец за бесплатно не ударят, в размещенных на них материалах выступают за продолжение проводимой реформы образования. 

На все это накладывается цивилизационный переход. За партами сегодня поколение Z (люди, моложе 16 лет), у которого совершенно иной формат коммуникации. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в его начале. Поменялась сенсорная модальность – дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда смотрите – воображение не нужно, сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга. Это другое восприятие и дети  ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Такое сопоставимо с переходом к массовому книгопечатанию в новое время, когда произошел переход от устного восприятия информации к тексту. Теперь идет переход от текста к аудиовизуальной информации. 

Школа Казахстана к такому цивилизационному скачку не готова. В принципе, на сегодняшний день практически все системы образования находятся в яме, просто одни ищут пути наверх, другие заняли выжидательную позицию, а третьи углубляют яму собственными усилиями. 

Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. 

Про методы стимулирования дискуссий, использования игр, отказа от домашнего задания в местных школах мало кто знает в принципе. Не в силах решить свою задачу как социальный институт, школа все больше своей работы возлагает и сваливает на родителей, а те в условиях высокого темпа современной жизни и личных социальных условий физически не могут все это осилить. Как естественный результат – рост конфликтов на всех вертикальных и горизонтальных уровнях.

В сложившихся условиях каждый выживает как умеет. В Алматы, например, проявился отток из школ с имиджем «сильных» в учебные заведения второго эшелона. 

Дети просто не тянут выдвигаемую им реформой образования нагрузку и продвинутые родители идут своим чадам навстречу. Учеба в «обычной» школе предполагает падение нагрузки со стороны учебного процесса и появление большего бюджета времени. Благодаря свободному времени люди поколения Z сами получают нужные им знания или занимаются с репетиторами. Кстати, несмотря на общее падение доходов алматинцев из-за экономического кризиса, расходы на услуги репетиторов в последний учебный год выросли. Ну а в Министерстве образования стоит вспомнить клятву Гиппократа и девиз «не навреди». 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение