Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан будет нацелен на то, чтобы сблизить позиции России и Запада

16.10.2009

Автор:

Теги:

Интервью заместителя Генерального директора ИАЦ Андрея Карпова журналу «ЕвроАзия».

 

-В середине ноября планируется презентация доклада «Председательство Казахстана в ОБСЕ. Взгляд из России», подготовленного экспертами ИАЦ. С чем связана инициатива подготовки подобного документа?

    -Прежде всего, с тем вниманием, с которым в России относятся к предстоящему председательству Казахстана в ОБСЕ. Это, действительно, важнейшее событие для всего постсоветского пространства, учитывая, что впервые одна из бывших республик бывшего Советского Союза возьмет на себя функции страны-председателя этой авторитнейшей международной Организации. Основной текст доклада был подготовлен Александром Караваевым и Алексеем Власовым, но также следует отметить, что в работе принимали участие эксперты Евразийской сети политической исследований, Российского государственного гуманитарного университета, ряда других экспертных центров, активно работающих на казахстанском направлении.    

    Наша задача заключалась в том, чтобы обозначить базовые точки, по которым возможно системное взаимодействие между Россией и Казахстаном не только в 2010 году, но и на дальнейшую перспективу. Я имею ввиду формат совместной работы в рамках международных организаций.    

-Связано ли это взаимодействие с возможностью системного реформирования ОБСЕ?

-Нужно быть реалистами в том смысле, что проект реформы ОБСЕ в том виде, в каком он обсуждался в 2006-2007 гг., вряд ли будет в ближайшее время востребован.  Скорее всего, Казахстан будет нацелен на то, чтобы сблизить позиции России и Запада, а не инициировать обсуждение так называемых «проблемных зон» в рамках всех трех корзин ОБСЕ и, прежде всего, в гуманитарной составляющей ее деятельности и проблем безопасности.

В экспертном докладе выделяется три направления, по которым Россия и Казахстан могут эффективно взаимодействовать в 2010 году. Прежде всего, это продвижение на европейский уровень казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. Второе направление – это более активное взаимодействие в развитии транспортных проектов. И третий фундаментальный вопрос – это "оптимизация" внутренней структуры ОБСЕ, для начала хотя бы проведение саммита этой Организации, которого не было на протяжении почти десяти лет.  

  Более равновесное распределение деятельности структур ОБСЕ между «тремя корзинами», в конечном счете, в интересах не только России и Казахстана, но и других членов Организации, которые заинтересованы в том, чтобы ОБСЕ выполняла свою главную функцию – минимизацию рисков в европейской политике, а не возведение новых «берлинских стен» или активное использовании «двойных стандартов».  

-Насколько Казахстан готов к роли страны-председателя ОБСЕ? Как оценивают степень его готовности российские эксперты?

-Казахстанский МИД проделал огромную работу, и она, безусловно, заслуживает самую высокую оценку. Поэтому можно не сомневаться, что с технической точки зрения председательство Казахстана в ОБСЕ пройдет на достойном уровне, и, думаю, будет серьезным контрастом по сравнению с греческим председательством, которое не отличалось особой креативностью, а, главное, желанием что-либо поменять.

В докладе ИАЦ подчеркивается, что председательство Казахстана в ОБСЕ – это дополнительная возможность соединить в рамках общего контекста сразу несколько направлений реформирования архитектуры международных отношений. Не только в рамках ОБСЕ - шире. 

В равной степени важным является также предложение Казахстана, касающееся Договора о нераспространении ядерного оружия или, например, идея реформирования Совбеза ООН, превращения этого органа в более эффективный, а самое главное, прозрачный, инструмент, позволяющий принимать решения на самом высоком уровне, ну о кроме того, добиваться выполнения этих решений. Надо признать, что в ситуации общего кризиса системы международных организаций, вопрос о том, что принятые решения необходимо выполнять, как правило, оставался за скобками. Получалось так, что главное – это пиар, имидж, а реальная политика – это уже вторично. 

Мы видели и на примере СНГ, что Нурсултан Назарбаев последовательно выступал против подобного подхода, настаивая на том, что принятые решения на консенсусной основе должны быть обязательными к исполнению. Очевидно, что и в период председательства страны в ОБСЕ казахстанское руководство будет пытаться изменить философию деятельности этой Организации и методологию подходов в русле тех идей, которые президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказывал в своих знаменитых статьях «Пятый путь» и «Ключи от кризиса».

Таким образом, будущее председательство Казахстана в ОБСЕ – это не только большие надежды Астаны на успешную  реализацию задуманного, но и надежды ближайших партнеров Казахстана по евразийскому пространству на то, что удастся расширить пространство взаимного доверия между Востоком и Западом, и в этом качестве Казахстан и его лидер Нурсултан Назарбаев проявят все свои лучшие качества. 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение