Каким Казахстан видят художники: живопись трех поколений творцов
Автор: Святослав Антонов
Художники трех разных поколений, изображающие в своих работах Казахстан, рассказали Ia-centr.ru о самых ярких образах родной страны.
Ровно через год Республика Казахстан отметит 30-ый юбилей независимости. За это время во всех сферах общественной жизни успело смениться три поколения деятелей. Каким Казахстан изображали и изображают художники, чье мировоззрение и творческое видение сформировалось в ключевые эпохи современной истории страны?
Ia-centr.ru побеседовал с членом союза художников СССР, с художником из Павлодара, создающим городские пейзажи на стыке двух эпох, и двумя ровесниками Дня Независимости РК, чьи муралы украшают стены домов во многих казахстанских городах.
Евгений Фридлин (1974 г. рождения) – художник-живописец. Проживает в Павлодаре. Член Союза художников РК.
Провёл более 20 персональных выставок в Казахстане и за рубежом, его работы размещены в музеях и галереях Польши, Германии, США, Франции, Италии. Пишет городские пейзажи, историю, культуру и быт.
«С точки зрения художника, Казахстан – крайне интересная и разнообразная страна: от воздушной бескрайности и пустоты степей до восточной экзотичности южных районов. Здесь есть горные пейзажи, где прекрасно всё: горы, небо, снег, зелень, вода – вместе они создают удивительный синтез естественной, натуральной красоты и рождают вдохновение для художника.
Палитра красок у нас тоже разнообразная: от желтого, охристого, песчаного, где-нибудь в Кызылорде до буйства красок Заилийского Алатау.
Моя картина «Восток» является своеобразным синтезом моего представления о Средней Азии. Это не пейзаж с натуры, а образ, возникший у меня на основе фантазий и представлений.
Я попытался отразить саму гармонию существования человека на земле. На фоне палящего солнца голубые купола минаретов являются своеобразными прохладными точками в изображении. Они почти сливаются с небом и одновременно отражают его. В картине как бы нет времени, оно остановилось.
Сегодня на фундаментах древности в городах нашей страны возводятся «стекло и сталь современности». В итоге получаются урбанистические оазисы среди степей. У нас невероятно просторная страна, она не столь густо застроена, что дает художнику разнообразные образы для вдохновения.
Например, наша новая столица – абсолютно современный мегаполис, построенный из стекла и бетона, вокруг которого простирается бескрайняя древняя степь. Во всем здесь присутствуют простор и чувство полета.
У нас нет определенной тесноты, как в той же Европе, где буквально на каждом шагу расположен какой-нибудь городок или хуторок. У нас – великая пустота – сверху Тенгри, внизу Умай.
Я, скорее, художник городского пейзажа, более камерного, немонументального направления.
Мне нравятся уголки, наполненные прожитыми человеческими судьбами. Дома или улочки, пережившие не одно поколение и даже не один государственный строй. Всё это было неоднократно переименовано, они прожили множество жизней.
На таких старых домах, если присмотреться к облупившейся штукатурке, можно увидеть десятки слоёв и цветов – получается такая радуга поколений. Ты ощущаешь себя археологом, извлекающим из пластов земли тайны прошлого.
Наверное, для каждого человека важны не политические пертурбации, а более личностные моменты. Многие тоскуют по Советскому Союзу, но это тоска по молодости, по газировке за три копейки и вкусном пломбире за двадцать копеек.
Как человек, переживший советское время, перестройку и бурные девяностые, могу сказать, что все эти ностальгические воспоминания и сожаления – глубоко личные и субъективные для каждого горожанина.
Я очень люблю старую Алма-Ату (сегодня Алматы – ред.) – это очень «вкусный» город. Как и во многих других казахстанских городах там возникает конфликт между современным развитием и духом истории.
К счастью, мы вовремя одумались и сейчас перестали относиться к городской застройке так варварски и утилитарно, что очень радует».
Творческая группа Tigrohaud crew – группа, созданная в 2007-ом году молодыми выпускниками художественных училищ и академии Жургенова Ержаном Танаевым и Аккали Закиром.
За последние годы команда приняла участие во множестве фестивалей стрит-арта в Алматы, Нур-Султане, Караганде, Павлодаре, Костанае и других городах Казахстана. Их огромные муралы масштабом с целые фасады 9-этажек стали украшениями пейзажей этих городов.
Ержан Танаев: В своих работах наша команда часто сочетает стили. Так, в художественной академии мы учились классическим стилям живописи, потом – увлеклись граффити и стрит-артом, и в этом направлении мы развивались постепенно.
Начинали с небольших работ буквально в собственных дворах. Постепенно увеличивались объемы, приходило понимание того, что мы хотим делать.
После создания первого большого мурала в нас поверили, мы поняли, что в Казахстане вполне можно создавать большие, современные проекты уличной живописи. Рисуя на стенах, часто приходится применять различные стили – шрифты, абстрактная графика, каллиграфия и др.
Сегодня в стране популярна этнографическая тематика. Многие художники понимают её буквально – рисуют степь, юрты и лошадей. Этого уже очень много, а порой, даже с избытком. Не думаю, что такой подход в полной мере отражает нашу культуру.
Казахское изобразительное и прикладное искусство можно увидеть на старых коврах, ювелирных украшениях и других старинных декоративных изделиях. Именно здесь в полной мере отражены разнообразие и самобытность нашей культуры.
Наша творческая группа старается опираться на традиционные мотивы, осмыслить их и донести до людей в современной форме.
Например, геометрические узоры на курак корпе (традиционная лоскутная работа – ред.), созданные из множества лоскутов.
Эти узоры часто интересно сочетаются композиционно и по цветовой гамме. Свои эскизы я делаю, вдохновляясь именно народными изделиями. Стараюсь, чтобы весь рисунок выглядел как большой ковер.
Такие изображения не всегда считываются с беглого взгляда, нужно всмотреться в геометрию и цвета, но это помогает не только увидеть изображение, но и почувствовать его характер. Главное, несмотря на разность цветов и оттенков, сохранить целостность всей композиции.
Так, например, я никогда не встречал достоверных фотографий и портретов Курмангазы.
Наша работа – уже образ великого казахского кюйши («исполнитель кюйев» – сказаний). Именно поэтому мы решили изобразить его так абстрактно. В то же время хотелось использовать яркие цвета, в какой-то мере отражающие его творчество. Нам хотелось, чтобы работа смотрелась современно, но отсылала к истории.
В ней доминируют скорее теплые желто-коричневые цвета. Цвет кобыза, дерева и солнца. Звучание самого музыкального инструмента кобыза – монотонное и медитативное.
В то же время как художник я не могу пренебрегать какими-то цветами и создавать всю работу в коричневых тонах.
В другой нашей работе, которую мы создали в Нур-Султане в похожем стиле, я объединил картины трёх казахских живописцев и переработал в своем стиле. Там отражены работы Салихитдина Айтбаева, Гульфайрус Исмаиловой, Айши Галимбаевой.
Эти картины переосмыслены и соединены в одну композицию в геометрическом стиле.
Сегодня мало кто знает имена наших известных художников из советского прошлого. В этой работе я хотел напомнить об их творчестве, привлечь к ним внимание молодёжи.
Основной цвет здесь – охра, желтый – он взят из картин, и я намеренно не менял палитру и брал цвета оригиналов.
Отдельная сложность в создании мурала возникает при попытке вписать его в окружающую архитектурную среду. Иногда у нас просто не хватает времени, чтобы полностью осмыслить окружающее пространство и идеально вписать нашу работу в окружение домов и улиц. Сейчас мы больше работаем с конкретной стеной используя её как холст.
Аккали Закир:
Если говорить о современном искусстве и молодых художниках, то благодаря развитию социальных сетей художники сейчас постоянно в курсе новых трендов.
Естественно, они перенимают какие-то техники и приемы, стараются воплотить их в своих работах. При этом важно не копировать чужое, а сохранить уникальность.
Вопрос заключается в том – готов ли сегодня зритель к восприятию всех современных тенденций. Приходиться находить разумный баланс между творческой свободой и формой удобной большинству.
Ерлан Айтуаров (1950 г. рождения) – художник монументалист и живописец. Член Союза художников РК, академик Академии художеств РК.
Окончил Львовский Государственный институт декоративного и прикладного искусств.
В советское время работал в Караганде, был председателем Союза художников города. Работает в жанрах исторической живописи, портрета, пейзажа.
В советское время нас учили следовать принципам соцреализма. Была установка на простоту восприятия – и в этих рамках тоже появлялись прекрасные художники и замечательные работы. Тогда говорили, что авангард – более простой путь, для ленивых художников. Многие не наделенные талантом художники тогда увлекаться данным жанром. Как говорил мой преподаватель в художественном училище: когда художник не умеет рисовать – то стилизует.
В советское время нас готовили изображать светлое коммунистическое будущее, счастливых рабочих, людей, которые усердным трудом меняют мир вокруг. Я тоже работал на эти темы, писал шахтеров, передовиков. Нас бросали на шахты, на строительство.
Потом я услышал эпосы и мифы казахского народа, и они меня поразили. Мне захотелось показать в своих работах, как люди жили раньше, что они были такими же героями, трудились и умирали во благо своего народа.
Я также люблю пейзажи, ведь каждый художник желает отразить красоту места, где он живет. Казахстанцы свою суровую степную и горную красоту видят по-своему.
Раньше мне казалось удивительным, как те же уроженцы Кызылорды могут так ярко писать здешние пыльные, песчаные равнины, а они умудряются увидеть в этой пустыне розовые и сиреневые соцветия.
Мой любимый образ – горы, это еще и вершины, к которым мы всю жизнь стремимся.
Писатель Олжас Сулейменов сказал: «Возвысить степь, не унижая горы», и как художник пейзажист я стараюсь следовать этому принципу, находить красоту в разных областях нашей страны.
В нашей культуре горы священны – чем выше к небу, тем ближе к Тенгри. Я часто пишу окрестности Алматы, Заилийское Алатау и гору Хан-Тенгри.
Еще часто пишу сцены из сказок, мифов, эпосов – друзья даже посмеиваясь называют меня «казахским Васнецовым».
Поделиться: