Султангалиев: В лице маслихатов Акорда создает предохранитель на случай бунтов акимов в транзитный период

Дата:
Автор: Султанбек Султангалиев
Султангалиев: В лице маслихатов Акорда создает предохранитель на случай бунтов акимов в транзитный период

23 мая Мажилис, нижняя палата казахстанского Парламента, рассмотрел и утвердил поправки в Закон «О выборах». Причем это не какие-то мелкие дополнения в процедурный процесс, а изменения принципиального характера, главными из которых является введение пропорциональной системы выборов депутатов маслихатов по партийным спискам и избрание акимов (глав) поселков, сельских округов и городов районного значения самим населением. На наш взгляд, значение этих нововведений, по сути, кардинально реформирующих казахстанскую общественно-политическую систему, пока еще не оценено в полной мере.

 

Если звезды зажигают – значит…


Реформа выборного законодательства, соответствующая новому генеральному курсу общественно-политической модернизации «Рухани Жангыру», продиктована тремя главными причинами.

Во-первых, нововведение в избирательную систему призвано вдохнуть новую жизнь в представительные органы власти на местах, так как маслихаты уже давно не выполняют свою главную политическую роль – служить связующим мостом между исполнительной властью и социумом.

По сути, «назначенные» местными акиматами депутаты превратились в безвольных пешек в руках своих сюзеренов-акимов, безропотно выполняющих все решения местной исполнительной власти, а маслихаты – в «одобрямс-канцелярии» акимов.

Общественные советы и были созданы, чтобы как-то компенсировать беспомощность депутатского корпуса, утратившего способность влиять на ситуацию в регионах. Однако не обладающие какими-либо полномочиями общественные советы не смогли заменить собой местные органы представительной власти.

Именно поэтому остро встал вопрос об обновлении качественного состава маслихатов, который обусловлен, естественно, избирательными процедурами.

Во-вторых, очевидно, что реформа продиктована обстоятельствами транзитного периода, когда Астане необходимо получить дополнительные механизмы контроля за ситуацией в регионах, в том числе через президентскую партию «Нур Отан».

В-третьих,избрание акимов населением связано с намерением усилить ответственность чиновников за свою деятельность перед обществом.

Наконец, это и шаг навстречу разноплановой оппозиции, одним из главных требований которой как раз и являются прямые выборы акимов.

 

Немного позитива


Сами по себе поправки в выборное законодательство являются, безусловно, прогрессивными, если учесть сформировавшуюся систему местечкового самоуправства, которая царит на выборах депутатов маслихатов в настоящий момент.

Сегодня местные акимы – это цари и боги избирательного процесса. У нелояльного к ним кандидата нет никаких шансов стать депутатом – и это сермяжная правда жизни, а не художественное преувеличение.

«Отсев» неугодных кандидатов по самым ничтожным поводам вроде 100 тенге, «завалявшихся» на банковском счету, ведется еще на дальних подступах к выборам - на этапе регистрации. Таким образом, люди с независимой гражданской позицией, искренне болеющие за родной край, остаются за пределами системы принятия решений.

При новой избирательной системе с кандидатами, представляющими политические партии, подобные «фортеля» выкидывать будет гораздо сложнее. Так как партии, заинтересованные в продвижении своих людей в маслихаты, могут поднять скандал на республиканском уровне, чего крайне боятся пугливые региональные чиновники. К слову, депутаты Парламента, понимая всю важность процедуры регистрации, еще обязательно вернутся к рассмотрению требований, выдвигаемых к кандидатам.

Второй позитивный момент реформы заключается в том, что акимы сельских округов и городов районного значения будут избираться самим населением. Прежде всего, такое нововведение символизирует дальнейшее углубление процесса демократизации в Казахстане.

Тот факт, что кандидаты в акимы будут выдвигаться партиями, усиливает политическую конкуренцию и значительно поднимает статус партий и их роль в общественно-политической жизни страны. Разговоры о том, что это ограничивает права граждан на участие в управлении государством, не совсем верны.

С подачи народных коммунистов в законопроект было включено положение о том, что партии смогут выдвигать в акимы и беспартийных претендентов, которые зарекомендовали себя с положительной стороны в глазах местной общественности своей активной гражданской позицией и человеческой порядочностью.

Поверьте, что все партии, кроме, разумеется, «Нур Отана», будут, образно говоря, бегать за авторитетными, известными в районе или области беспартийными, будут их уговаривать войти в партийный список или выдвинуться акимом. Почему бы не использовать партийные инструменты для оживления гражданского общества?

К тому же партии будут обладать правом отзыва акимов с занимаемых должностей, в случае неудовлетворительного исполнения своих обязанностей. Этот дополнительный, помимо вышестоящих государственных органов, контроль за деятельностью избранных чиновников налагает на партии также и дополнительную ответственность за подбор своих кандидатов.

В-третьих, семипроцентный барьер, все-таки внесенный в закон по настоянию нуротановского парламентского большинства (в первоначальном проекте был предложен трехпроцентный порог прохождения), тем не менее, гарантирует вхождение в состав местных маслихатов представителей, как минимум, еще одной политической партии.

Учитывая, что в региональном разрезе, а также по линии «город-село», симпатии электората разнятся, то мы сможем увидеть в маслихатах практически всю нынешнюю партийную палитру Казахстана. В данном случае всё зависит от активности региональных партийных филиалов и уровня доверия к ним со стороны населения.

К тому же сохраняется надежда на то, что в процессе окончательного решения глава государства внесет свои замечания по поводу процента голосов избирателей, необходимого партиям для участия в распределении депутатских мандатов.

 

Вновь фактор транзита…

Как уже говорилось выше, поправки в Закон «О выборах» связаны, в том числе и с необходимостью дополнительного контроля над региональными акимами - представителями разных групп влияния, в транзитный период. В существующих условиях подобным механизмом обладают маслихаты – речь идет о праве утверждения на пост акима и праве вынесения вотума недоверия главе местной администрации. Прежде это были сугубо формальные права, которыми, естественно, никто так и не воспользовался.

Однако уж если механизм закреплен в конституционном Законе, то можно предположить, что он должен стать бронепоездом на запасном пути. Тем более, что отечественная история помнит случай бунта акима против действующего президента.

А застрахован ли от этого следующий глава государства, у которого к тому же не будет морального авторитета Елбасы?

Эти опасения и связанное с ним намерение посредством усиления маслихатов сохранить контроль над регионами и лично над акимами со стороны Астаны и объясняют введение пропорциональной избирательной системы. Ради этого в центре даже готовы пожертвовать партийной нуротановской монолитностью маслихатов.

Наконец, главная «фишка» закона заключается в том, что акимы будут отстранены от участия в формировании партийных списков региональных депутатов «Нур Отана» - этим будет заниматься Центральный аппарат партии.

По сути, принимаемые сегодня Законы «О выборах» и «О Совете Безопасности» являются последними кирпичиками в здании новой политической системы переходного периода, создаваемой со свойственной ему фундаментальностью, самим Нурсултаном Назарбаевым.

Чего ждать дальше? Логично было бы предположить, что мы можем стать свидетелями и участниками досрочных выборов в маслихаты всех уровней и, возможно, в Мажилис. Политическая осень в Казахстане традиционно непредсказуема и приносит ветер перемен.

Султанбек Султангалиев, политический аналитик, главный редактор ИАП «Резонанс.кз»

Поделиться: