Сетевые университеты ЕАЭС: как преодолеть неповоротливость образовательной системы?
Автор: Сергей Юн

– Одним из направлений сотрудничества стран Центральной Азии и России является образование. Какие проекты в этой сфере кажутся наиболее интересными?
– Первым и одним из самых важных этапов сотрудничества является координация деятельности и выявление приоритетных направлений работы. Эти задачи выполняют дискуссионные площадки в России и странах Центральной Азии.
Из недавних мероприятий можно отметить IX Межрегиональную Российско-Кыргызскую конференции и Форум ректоров, которые прошли в Екатеринбурге 8-9 июня.
В рамках мероприятий прошел круглый стол по теме: «Укрепление гуманитарного сотрудничества». Собравшиеся говорили о проблемах и перспективах высшего образования в разрезе межгосударственного сотрудничества.
Мне импонирует позиция властей Свердловской области и руководства Уральского Федерального университета, на базе которого проводился Форум ректоров. Они очень активно продвигают интересы университетского сообщества региона.
Я бы хотел, чтобы консорциум томских вузов также коллективно работал над развитием связей по приоритетным направлениям со странами СНГ – Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Таджикистаном.
Мне также импонирует позиция Российского союза ректоров во главе с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим, который выступает инициатором подобных мероприятий, вкладывается в сотрудничество в сфере образования.
В Екатеринбурге было много руководителей университетов из Кыргызстана, в том числе и региональных. Говорили о проблемах, актуальных и для российских высших учебных заведений. В первую очередь – это отток абитуриентов из регионов в столицы – Бишкек и Ош.
Для коллег из Кыргызстана актуальна такая задача, как оставлять способных ребят в стране и открывать им новые возможности обучения. Одним из путей решения проблемы может быть расширение партнерства с иностранными вузами в части обмена студентами.
Программа обмена – это общеуниверситетская практика, когда студенты на ограниченное количество времени приезжают в другую страну, в данном случае в Россию, на обучение.
Программа не предусматривает двойных дипломов, но дает возможность на один семестр приехать в иностранный вуз, бесплатно пройти обучение с тем, чтобы его результаты были зачтены в родном вузе.
Студент может выбрать курсы, на которые он хочет попасть, аттестуется, получает академическую справку и после возвращается в свой вуз.
– Сталкиваются ли иностранные студентами с языковыми трудностями во время обучения в России?
– На мероприятии и в частных беседах такая проблема не обсуждалась. По опыту нашего вуза могу сказать, что русский язык для студентов из Кыргызстана и Казахстана – не проблема. Знание русского языка у ребят на высоком уровне.
На форуме в Екатеринбурге выносился вопрос строительства школ в Кыргызстане, которые будут финансироваться Россией.
Официальные лица заверили, что уже к концу года строительство начнется. В Таджикистане уже запланировано открытие таких школ в новом учебном году.
– Кроме строительства школ, есть какие-то интересные проекты в сфере высшего образования?
– 25 мая в Бишкеке был подписан меморандум о создании Евразийского сетевого университета. В проект, на базе МГУ, входит группа высших учебных заведений из стран ЕАЭС. Сейчас стороны работают над детализацией концепции и приглашают заинтересованных присоединиться к проекту.
Инициатива Евразийского сетевого университета обсуждается с 2016 года. Тогда она сошла на нет из-за позиции отдельных стран ЕАЭС.
Сейчас есть надежда на то, что раз идея реанимирована – ее реализуют.
У нас есть опыт сетевых университетов СНГ и ШОС. Со стороны России эти проекты координирует РУДН. Ознакомившись с опытом других стран, мне показалось, что лучше не расширять практику моделей сетевых университетов, по которым реализованы текущие проекты.
Особенности этой модели в том, что она условно «закрыта». Там достаточно устойчивые список участников, направления сотрудничества. Заявка на вступление должна получить одобрение, вступление не носит уведомительный характер.
Плюсы у этой системы, безусловно, есть. Но в силу своей «закрытости», консервативности она не успевает за стремительно меняющейся ситуацией.
– Что вы имеете в виду?
– Инициатива должна идти «снизу», из университетов. Проекты, прошедшие конкурсный отбор, должны получать поддержку и реализовываться.
Конкурсный механизм позволяет более оперативно выявлять приоритетные направления под конкретные задачи, с конкретным сроком реализации, ответственными лицами. Чтобы программа обучения не длилась вечно, а оперативно и эффективно работала на опережение, восполняла кадровый дефицит.
Актуальные направления на сегодняшний день включают совместную подготовку дефицитных кадров, обмен опытом, выработку единых стандартов обучения и так далее.
Идея Евразийского сетевого университета своевременна, но для повышения эффективности работы системы нужно обновить ее концепцию. В этом случае возможно своевременное и качественное кадровое обеспечение проектов евразийской экономической интеграции.
– Кого сейчас не хватает?
– Разным странам нужны разные специалисты.
В общих чертах, и с точки зрения российского рынка, я бы рекомендовал ориентироваться на приоритеты импортозамещения, развития промышленности, сельского хозяйства и так далее.
Общим направлением развития для стран ЕАЭС может быть подготовка специалистов IT-сектора. Нужно опираться на приоритетные направления экономики каждой страны.
Например, в Кыргызстане развивается сельское хозяйство, легкая промышленность, энергетический сектор. Соответственно, нужны специалисты для каждой сферы.
Решение проблемы кадрового дефицита будет важным шагом для построения устойчивой экономики КР, в том числе.
Поделиться: