По каким сценариям будут развиваться события в Кыргызстане?

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
По каким сценариям будут развиваться события в Кыргызстане?

События в Кой-Таше – только первый акт схватки за власть?Все серьезные оценки ситуации в Кыргызстане после событий 7-8 августа и задержания бывшего президента Атамбаева сводятся к одному важному выводу: теперь всё только начинается. Однако остаются вопросы относительно, во-первых, уточнения того, о каком предмете идёт речь, во-вторых, что, по сути дела, в стране начинается, и, в-третьих, возможно ли в первом приближении говорить о появлении сценариев для Кыргызстана. 

Интересно, что в ответе на первый вопрос обычно не обращаются к полю возможных проектов для развития Кыргызстана, для решения назревших проблем в различных сферах жизнедеятельности. В этом случае сценарный подход был бы осмысленным, поскольку он прямо обращался бы к рассмотрению баланса проектов, их взаимосвязи, расстановки приоритетов развития и т.д. Однако не об этом ведут речь. Интерес сужается исключительно на теме устройства власти и корпорации управленцев после завершения вооруженной фазы борьбы за власть. 

Именно с этой точки зрения при ответе на второй вопрос исследователи и наблюдатели событий в Кыргызстане утверждают, что 8 августа дан старт новому политическому циклу: устроению нового режима власти. И тогда третий вопрос – это действительно сценарий, но сценарий власти относительно действий политических фигур в 2019-2020 гг.

Начинать надо именно с этого вопроса, т.к. после разрешения вопроса о лидерстве в стране наступает время, когда власть должна представить свое видение будущего устройства политического класса в Кыргызстане. Основным содержанием наступившего цикла будет подготовка к выборам в Жогорку Кенеш КР, которые должны пройти в 2020 году. Но как проговорился один крупный юрист страны в связи с принятием важнейшего решения: «Должны, но не обязаны!». 

В этой фразе скрыто многое из того, что случается в Бишкеке и других городах и аилах Кыргызстана. По закону выборы должны пройти в 2020 году, но состоятся тогда, когда будет выгодно тем, кто занят сейчас устроением конфигурации власти. Поэтому сценарии считать принципиально невозможно, если ты не входишь в круг людей, которые заняты проработкой решений и экспертно обслуживают эти действия. Так что выборы состоятся тогда, когда будет принято решение о готовности к их проведению. А готовность наступит только тогда, когда участники процесса согласуют свои взаимные требования.

Содержанием наступившего цикла будет, во-первых, укрепление новой конфигурации политиков вокруг власти и, во-вторых, политическое освобождение от старых договоренностей и людей, их олицетворяющих. Предстоит ускорение судебных процессов над членами команды бывшего президента, а также определение набора обвинений, которые будут предъявлены Атамбаеву. Здесь ничего не попишешь: страна в центре Азии не может управляться методом свободной игры политических сил; обязательно выделяется и даже выталкивается наверх тот, кто единолично олицетворяет власть. Такова природа политической культуры, опирающейся на соответствующие хозяйственные уклады. 

Вместе с этим определится опорная партия власти, и политики, её представляющие. Будут заключены соглашения с союзниками, которые составят будущую коалицию большинства. Вместе с тем, нужны будут системные оппозиционные силы в парламенте, и желательно две партии, одна из которых представляет политиков севера, а другая – юга. Фигуры для этой роли уже сформированы всей прошлой их политической деятельностью, а сейчас активизировались и вновь появились в политическом пространстве.

Однако власть должна постараться избежать ошибок Атамбаева. Понятно, что в условиях Кыргызстана нужно сохранять ЖК КР как поле для связывания активности местных лидеров, которых в пространство законодательной деятельности для этого и приглашают. Однако события последних лет показали, что ни о какой верности лидеру не идёт и речи, если списки партии власти формируются лично «главнокомандующим», если в них включаются толстосумы, если отсутствует постоянное партийное строительство. Ведь электоральная машинка, замещающая строительство партии, прекращает свою работу сразу после выборов. Толстосумы политикой ведают ровно в той мере, в какой нужно обеспечить получение прибыли от очередного проекта. А лично приглашённые редко испытывают чувство благодарности и ответственности, поскольку депутатство в парламенте не является их личным достижением в процессе политического роста; на них просто выпал выбор начальника.

В связи с этим главное – предъявит ли власть обществу не борьбу с прежним руководством, а позитивную программу развития страны, состоящую не из слов проектного языка экспертов, а из конкретных шагов, которые могут легко стать простыми элементами разъяснения политики: что будет сделано, что от этого получат различные слои и группы общества. От этого зависит, сможет ли власть перейти к сценарному управлению проектным полем страны.

Применение сценарного подхода является осмысленным, когда сценарий рассматривается не как предсказание будущего, но как инструмент управления проектами. Фактически речь идёт об уровне управления, который позволяет связывать, согласовывать и сочетать проекты между собой. Между тем, для Кыргызстана пока характерно игнорирование проектных балансов в управлении. В политике проектами как властей, так и оппозиционных групп считаются исключительно установки лидеров этих образований. 

Есть еще одно важное соображение. Кыргызская культура не является время-ориентированной, тем самым для Кыргызстана не нужно ставить задачу развития в зафиксированном времени программ и проектов. При этом управленческие действия не должны описываться в сюжетно-сценарных терминах. Проектное пространство Кыргызстана практически пусто, тем самым, переход на сценарный уровень, во-первых, не нужен, а во-вторых, невозможен. Страна не является субъектом управления собственными сценариями: значимые для этих сценариев параметры определяются внешними по отношению к стране игроками.


Поделиться: