Кыргызстан накануне выборов 2020г.- итоги года

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Кыргызстан накануне выборов 2020г.- итоги года

Завершающие календарный год недели наводят на мысли о подведении некоторых итогов, в данном случае, политического года. Чем же, если кратко, стал этот год для внутриполитической ситуации в Кыргызстане?

Год 2019-ый начался с ожидания, чем же завершится конфликт команд президента КР и бывшего президента Атамбаева. Первая половина года была посвящена политической и информационной борьбе лидеров. Практически в середине года наступила развязка. Однако, уже 8 августа – в день, когда Алмазбек Атамбаев был задержан и препровожден из его загородного поместья в следственный изолятор – именно в этот вечер начался новый этап развертывания событий – скрытая борьба за лучшие позиции на выборах следующего созыва Жогорку Кенеша КР. 

Этот этап завершится в 2020 году, когда состоятся выборы в парламент Кыргызстана. А в 2019 году от этого большого цикла останется только период подготовки будущих политических коалиций и партийных групп для участия в выборной гонке. И это первый итог года.

Выборы в Жогорку Кенеш предполагаются провести 4 октября 2020 года. Пока нет официального решения, а только прозвучало публичное подтверждение необходимости следовать букве закона. Однако многие политики и эксперты страны до сих пор не исключают возможности корректировки некоторых условий проведения выборов.

Это связано, во-первых, с индифферентностью общества по отношению к выборным процедурам. Это второй итог года. К выборам в Жогорку Кенеш, как к средству решения проблем страны, потенциальные избиратели относятся с нескрываемым скепсисом. Недоверие в обществе данному институту власти перешло уже в публичные и открытые насмешки над отдельными выступлениями депутатов. Особенно этим отличаются социальные сети, не являющиеся официально средствами массовой информации. Попытки депутатов сослаться на закон о клевете, и засудить насмешников, не приводят к желаемым результатам, т.к. порождают еще большую волну компромата. К тому же, после ряда прошлых выборов, в обществе сильно убеждение в фальсификации результатов под заранее заданные параметры. Причём, т.н. компьютерное голосование и подсчёт голосов открывают возможность легко преодолеть фильтры наблюдателей.

Во-вторых, участники предвыборной гонки больше ориентированы на внутриэлитные договорённости, а не на работу с избирателями. Более того, судьба кандидата зависит от того, насколько удачно он сможет мобилизовать «электорат» в его родном селе, у соседей, в районе и регионе, а также от финансовых возможностей кандидата попасть на проходное место в списке «правильной» партии. Но клановые, доменные, общинные и соседские связи играют главную роль. На этом основании прежде всего будет обретено и место в списке партии.

Причем, уже традиционно, никаких ясных и социально понятных программ у партий нет. Начавшееся укрупнение партий за счет стягивания в структуры местных лидеров, включая лидеров мнений, - это третий итог года. Он, между прочим, символизирует формирование более устойчивой партийной системы страны.

На это влияет также и борьба вокруг вопроса финансовой базы для партийной деятельности. Поскольку это традиционно олигархи страны, постольку выбор здесь давно известный и ограниченный. Столкновение вокруг фигуры экс-зам-главы Таможенного комитета Раимбека Матраимова показывает накал борьбы. И как всегда, на этом пути не обойтись без жертв. Многие в кыргызском обществе убеждены, что гибель бизнесмена Айеркена Саймаити в Стамбуле, и связи последнего со многими фигурами из разных сфер деятельности в Кыргызстане, является показателем напряженности отношений в политической сфере.

В-третьих, чтобы не столкнуться по региональному, племенному и клановому признакам, а также для формальной опоры на Конституцию страны, сформирована готовность активизировать новые партийные договорённости. Это решение просто напрашивается. Итогом года становится отработка ряда вариантов, вплоть до альтернативных, в зависимости от ситуации. Но принципиальная схема партий, которые должны составить будущих победителей, просматривается.

Партией власти должно стать объединение, в котором нет ярко выраженного регионального начала. Поэтому, это не должна быть партия «Ата Журт», или «Республика». Это не может быть партия СДПК, распавшаяся, и несущая на себе пятно принадлежности команде Атамбаева. Это, конечно, не могут быть партии более мелкие и традиционные, типа «Ата Мекен», «Ак Шумкар», или «Бутун Кыргызстан». Это не может быть вновь созданная партия, особенно если в ней проглядывают «ушки» какого-то из т.н. олигархов, олицетворяющих собой поддержку регионального лидера. Подобные лидеры уже получали возможность править, или уже потерпели фиаско.

У партии власти, в которую вольётся несколько десятков политических кочевников из прежних партий власти, должен быть лидер-северянин по региону происхождения. Ибо в Кыргызстане до сих пор силён миф обязательной смены у рычагов управления страной лидера по признаку регионального происхождения. Сейчас у власти южанин, следовательно, по этой логико-смысловой конструкции его преемником должен стать северянин. А для этого его партию нужно вывести в парламент, он должен затем занять пост премьер-министра, и в 2023 году избраться в президенты.

Понятно, что для успешности реализации схемы, надо, наконец-то, решить вопрос о месте экс-президента, гарантирующем его от преследования со стороны преемника. Какой из 3-х вариантов будет выбран, это вопрос политического решения нынешнего руководства, и времени, которого остаётся всё меньше. Будет ли это Государственный совет, в котором экс-президент становится председателем, или он уйдет на позицию председателя Постоянного комитета Курултая народа Кыргызстана – это вопрос политической воли, и прописания конкретных решений, включая юридическую процедуру изменений государственного устройства, что и должен проделать новый состав ЖК КР. Но может быть и т.н. «казахский» вариант, хотя последний наименее вероятен. Просто не хватит времени для формирования образа «отца нации» - это ведь не просто название, и не просто административные и управленческие функции.

Итогом года становятся уже сформировавшиеся договорённости о союзниках партии власти в следующем составе ЖК КР. Это должны быть 2 партии: одна олицетворяет молодых и национально мыслящих людей, другая партия должна опираться на идею прогресса, естественно оформленного в национальные одежды и укорененного в культурно-этнические основы. По схеме, эта партия может нести в себе черты южной региональности, чтобы в коалиции большинства уравновешивать партию власти, и показывать южанам, что угрозы для них нет.

Все три партии в коалиции вместе должны занять не менее 81 места в ЖК КР, но для уверенного абсолютного лидерства – 95-96 мест, при том, что партия власти забирает себе не менее 40 депутатских мандатов, или 1/3 ЖК КР. Оставшиеся места отдадут партии оппозиции. Скорее всего, это окажется партия «Республика». Хотя, формально, с новым руководителем.

Почему только 4 партии пройдут в парламент. Это итог деятельности ЖК КР VI созыва, проголосовавшего в июне за высокий порог прохода в парламентские ряды для партий страны – 9% от числа пришедших на выборы.

Просто посчитаем. Избирателей зарегистрируют свыше 3 млн. 100 тыс. граждан, имеющих право голоса. Из них в списках окажутся, по разным причинам, не все. Допустим, как на прошлых выборах, и округлённо – 2 млн. 900 тыс. Официально проголосует, допустим, половина, а в реальности даже меньше. Это 1 млн. 450 тыс. голосов, а больше и не надо, а то придется большее количество голосов набирать, чтобы преодолеть 9%-ый барьер.

Чтобы взять 40 мест в парламенте, партии власти надо взять 14%; это чуть более 200 тыс. голосов. Вполне подъёмно, если учесть количество бюджетников в стране, и меры по улучшению их социального положения, которые руководство предпринимает уже сейчас. Трем другим партиям нужно набирать едва за 9%, и тогда они получат от 25 до 28 мест каждая. Если же партия власти набирает 18% голосов, то ее вес в парламенте повысится до 46 депутатских кресел, а у трех других партий поменьше, но все те же 23-25 мест на каждую. Так что ориентиры ясны.

Главным итогом года становится подготовленное укрупнение партий, падение роли прежних лидеров, усиление организационных структур и партстроительство как цели на следующий год. 

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.      


Поделиться: