Кыргызстан на мировой арене. Итоги года

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Кыргызстан на мировой арене. Итоги года

Каковы итоги внешнеполитического года в Кыргызской Республике, и основные шаги на ниве международных отношений?

    Президент страны Сооронбай Жээнбеков 12 марта с.г. утвердил концепцию внешней политики республики. Данный документ пришел на смену предыдущей концепции, действовавшей с 2007 года. Президент по Конституции КР определяет внешнеполитический курс республики. Создание такой концепции – важный итог года. Концепция направлена на то, чтобы внешняя политика Кыргызской Республики стала предсказуемой, последовательной и экономически выгодной. Она основывается на внутренних потребностях страны и ожиданиях граждан. Основная оценка успешности проводимой внешней политики находится в сфере продвижении отечественных товаров на международные рынки, в объемах привлеченных в Кыргызстан инвестиций, в защите прав и интересов граждан Кыргызстана за рубежом. Внешняя политика базируется на стабильных, дружественных отношениях с соседними государствами и ведущими державами мира, а также международными организациями.

   В соответствии с концепцией, внешняя политика Кыргызстана в 2019 году строилась по следующим основным направлениям:

1)   Международные организации и объединения.

а.    Несомненным приоритетом стала работа в Евразийском экономическом союзе. 

    Кыргызстан выступал за совершенствование механизмов функционирования ЕАЭС, за выработку единой экономической политики в новых секторах и отраслях. Особенно важен акцент на усиление кооперации в агропромышленном секторе, вплоть до создания совместных предприятий. 

    Кыргызстан определенно высказался за расширение компетенции Евразийской комиссии (ЕЭК) при взаимодействии с государственными органами стран-участниц союза, в реализации совместных инфраструктурных проектов, и во взаимодействии с бизнесом.

    В плане продвижения отечественных товаров на рынки других стран - а это одна из задач, прописанных в концепции – год стал удачным для экспорта сельхозпродукции на рынки стран союза. В 2019 году удалось увеличить поставки в Россию. Неплохо чувствуют себя на этих площадках и швейники Кыргызстана.

    И, конечно, продолжалась работа с трудовыми мигрантами и кыргызстанскими диаспорами в России и Казахстане. Только в России - это более 700 тыс. человек, если учитывать маятниковую трудовую миграцию. Большинство из мигрантов на регулярной основе оказывают социально-экономическую поддержку своим родным и близким в КР. В среднем в Кыргызстан в год перечисляется и вывозится мигрантами до $2 млрд. В середине года произошел спад перечислений в связи с изменением правил, ограничивающих переводы до 100 тыс. рублей в месяц. Но в данный момент правила изменены в сторону повышения сумм переводов до 150 тыс. рублей. 

    В этом не только экономический эффект для страны, и реальная работа экономического союза. В этом проявляется поддержка Кыргызстана со стороны партнеров по ЕАЭС, и главный социальный эффект союза для граждан Кыргызстана. Важным аспектом реализации Концепции стало появление в числе государственных приоритетов всесторонней поддержки соотечественников за рубежом для сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и их связи с исторической родиной, для консолидации диаспор. 

б.    В 2019 году Кыргызстан председательствовал в ОДКБ и ШОС, и проводил, соответственно, саммиты этих организаций в Бишкеке. 

    Относительно ОДКБ обсуждены вопросы эффективного реагирования и совершенствования механизмов противодействия вызовам и угрозам странам, входящим в Договор. За последние годы угрозы трансформировались в сложное сочетание традиционного внешнего давления и внутренней дестабилизации страны. В связи с этим необходимо развивать военный потенциал ОДКБ, кооперировать предприятия, выпускающие продукцию военного назначения и поставлять современные средства противодействия угрозам дестабилизации стран объединения. Помимо этого, следует вовремя идентифицировать угрозы внутренней дестабилизации.

    В июне Бишкек принимал саммит Шанхайской организации сотрудничества. Главный вызов для ШОС – это необходимость ответить на поставленный жизнью вопрос о роли организации в международном взаимодействии. ШОС может стать международной политической структурой и площадкой согласования позиций в странах-участницах для реализации глобальной инициативы «Один пояс – один путь», и её взаимодействия с ЕАЭС.

    Проблема, требующая решения организации – это как перейти из формата площадки по обмену мнениями в международную структуру по противодействию угрозам и учёту рисков на большей части Евразии. От экспертного обмена мнениями возможно переходить к аналитической проработке рекомендаций и будущих решений для руководства стран. Задачей также остаётся согласование двусторонних проектов в рамках многосторонней структуры ШОС. 

в.    Кыргызстан активно работал в 2019 году по направлению сотрудничества с Европейским союзом. 

    Событием стало проведение в Бишкеке в июле с.г. Форума «ЕС-Центральная Азия», где состоялась официальная презентация Стратегии Европейского союза в Центральной Азии. Вместе с этим прошла15-ая Министерская встреча ЕС и стран Центральной Азии. Следует подчеркнуть последовательность работы западных структур в странах Центральной Азии, и направленность на получение конечного результата. А результатом, как видно из характера и стиля работы, является формирование сетей экспертов и специалистов, а также организационной инфраструктуры поддержки целей ЕС в странах Центральной Азии. На данный момент можно ограничиться декларациями и обозначением намерений, а в дальнейшем привлечённые НПО и сети экспертов становятся инфраструктурой прямой поддержки общественных изменений, своеобразной инфраструктурой влияния.

    Кыргызстан получил несколько лет назад льготный режим экономического взаимодействия с ЕС, т.н. «ВСП+». Чтобы воспользоваться им в полной, или в значительной мере, необходимо развивать собственное производство, предпринимательские проекты и бизнес. Это требует растущих инвестиций, включая таковые из стран ЕС. На это нацеливает Концепция внешней политики, на это направлена работа дипломатических ведомств страны. 

2)   Приоритетное сотрудничество с партнёрами.

    Кыргызстан привержен т.н. многовекторному сотрудничеству, приоритетом которого являются стратегические партнеры: Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан. Страны Европейского союза также вошли в число приоритетных в развертывании сотрудничества.   

    Многоплановое взаимодействие и партнёрские отношения с Россией являются предметом особого внимания. Кыргызско-российское сотрудничество продолжает развиваться в стратегическом направлении, без каких-либо препятствий, что и показал визит президента Путина в Кыргызстан в марте с.г. Растёт торговое и иное сотрудничество, предложено к реализации развивающих проектов на сумму до $6 млрд. Реализация уже трети этих проектов в корне изменит ситуацию внутри Кыргызстана. Существенно то, что это сотрудничество комплексное, развёрнутое по многообразным сферам и направлениям, подпитываемое миллионами живых связей народов России и Кыргызстана. Помощь со стороны России всегда приходит в тот же момент, когда партнеры обращаются с просьбой. 

    После общего налаживания отношений с Казахстаном, которые получили заметный удар осенью 2017 года из-за риторики бывшего президента, в 2019 году с Казахстаном выстроен конструктивный диалог в сфере водопользования, ветеринарии и фитосанитарного контроля. 

    Стратегическим направлением сотрудничества остается Узбекистан. Упрощение пограничного и таможенного режимов привело к положительной динамике в росте товарооборота. 

    Продолжается работа по согласованию границ с Таджикистаном, хотя весь год прошел под знаком вспыхивающих на границах стычек и конфликтов населения приграничья двух стран. 

    Отношения с Китаем прошли ряд серьезных испытаний в этом году. По данным министерства экономики КР, еще в начале года произошло сокращение притока прямых инвестиций на 31,5%. Особенно контрастно это выглядело на фоне значительного роста китайских инвестиций в соседний Узбекистан. Очевидно, что деловой климат в Кыргызстане, в связи с частой сменой правительств, не способствует стабильному притоку инвестиций. Влияет на это и массовое убеждение в коррумпированности структур управления.  

    Китай за последние годы стал основным кредитором национальной экономики. Речь, прежде всего, идет о вложении средств в инфраструктурные проекты, связанные с транспортными магистралями и энергетикой. Китайский бизнес активно присутствует в горнодобывающих проектах и других сферах экономики. Кыргызстан входит в сферу проектов «Один пояс – один путь». Это один из приоритетов внешнеэкономических задач руководства республики, с чем и связано его упоминание в концепции внешней политики Кыргызстана.

    Однако на устойчивость и стабильность взаимодействия отрицательно повлияло антикоррупционное расследование относительно использования кредита на модернизацию бишкекской ТЭЦ китайской компанией ТВЕА в сумме $386 млн. Тема долговых обязательств перед КНР, и использование этих средств присутствовала в числе главных в СМИ в течение всего года.

    Вторым отрицательным для инвестирования событием стало нападение на китайский персонал на месторождении золота Солтон-Сары в Нарынской области. Это привело к остановке процесса добычи, и выводу иностранного персонала с предприятия. 

3)   Двусторонние и многосторонние связи с другими странами.

    Важным инструментом осуществления внешней политики Кыргызстана является двусторонняя дипломатия. При этом концепция внешней политики КР указывает на объективную необходимость дифференцированного подхода в выборе наиболее перспективных направлений, отвечающих особенностям культурно-цивилизационного и международного положения страны, и позволяющих с максимальной эффективностью реализовать национальные интересы Кыргызстана. 

    Страна намерена развивать двусторонние и многосторонние отношения с Турцией, Японией, Кореей, США, и со странами арабского мира.

    После вывода американской военной базы из Кыргызстана, и денонсации соглашения с США в 2015 году, в отношениях стран наступило некоторое охлаждение. Однако уже прежнее руководство страны приступило к работе над текстом нового соглашения. Насколько важное значение придавал бывший президент КР этому вопросу свидетельствует выдвижение руководителем процесса с кыргызской стороны ближайшего члена президентской команды, завотделом внешней политики Аппарата президента КР, а в дальнейшем – премьер-министра Сапара Исакова. При новом руководстве работа над текстом продолжена. По имеющейся информации соглашение практически готово, и документ это серьезный, о чем свидетельствует на порядок разросшийся, по сравнению с прошлым вариантом, текст соглашения. Однако официальное подписание документа произойдет, видимо, в 2020 году.   

    Отношения с Турцией подвергались ряду испытаний. Здесь и скандалы, связанные с жесткими заявлениями посла Турции в Кыргызстане относительно, по его мнению, «инфраструктуры терроризма», сохраняющейся в виде сети лицеев и колледжей «Сапат». Турецкие официальные представители неоднократно заявляли, что считают их сетью гюленовских учебных заведений (известных как «Себат»). А с июля 2016 года, после попытки государственного переворота в Турции, эти сети учебных заведений поставлены вне закона. Турецкая сторона рассчитывала на соответствующие действия со стороны своего партнера в Центральной Азии. 

    В ноябре в Стамбуле совершено громкое убийство бизнесмена, имевшего особую поддержку консульства Кыргызстана в этом городе. Событие имеет далеко идущие последствия как для внутренней политики в Кыргызстане, так и для внешнеполитического положения страны. Таким образом, развитие отношений с Турцией есть важная задача следующего года.   

    Динамично развивались отношения с арабскими странами. Здесь особенно выделялся гуманитарный аспект, и многообразные проекты в религиозной сфере. В то же время, инвестиционные проекты, особенно в области реального производства, пока незначительны. Хотя взаимные визиты обязательно содержат эту часть повестки. В декабре президент Жээнбеков посетил с визитом ОАЭ, а затем Саудовскую Аравию. Сохраняя арабское направление дипломатии как важное, Кыргызстан стремится наполнить его содержательно, как в экономическом, так и в иных аспектах деятельности.

    Подводя итоги внешнеполитического года, Кыргызстан может смело утверждать, что из некоторого затишья его политика перешла в плоскость активизации по ряду внешнеполитических направлений. Но часть из них требует срочной корректировки.    

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.    

Поделиться: