Кыргызстан: молодежь зовут в политику?

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Кыргызстан: молодежь зовут в политику?

В Кыргызстане опубликовали результаты ежегодного опроса, проводимого Международным республиканским институтом (IRI) – известной американской организацией, давно работающей в Кыргызстане. В конце 2019 года многие вопросы в анкете были посвящены роли молодежи в современной политической ситуации страны.

Вывод замера звучит так: в политике должно быть больше молодёжи. Именно так считает 90% респондентов, по данным исследования. По сравнению с 2018 годом данный показатель увеличился на 13 %.

При этом 75% респондентов заявили, что политики и политические партии не слышат нужды и идеи молодежи, половина участников опроса считает, что молодежь привнесет новые, свежие идеи, ценности и возможности, которые могут привести к нужным реформам. 

Понятно, что партийной деятельности в стране фактически нет, как и партийного строительства. «Партии» – это электоральные машинки, активизирующиеся только перед выборами. Молодежь не может доверять этим организациям, в равной степени, как и представители других социальных групп и слоев. Однако, что может стоять за призывами дать дорогу молодым и за льстивыми речами о способности молодежи открыть новые горизонты политики.

По делам молодежи

Различные международные организации давно проводят в Кыргызстане исследования по проблемам молодёжи страны. Эта проблематика появляется при анализе любых сфер общественной жизни: от религиозных и межнациональных отношений, приграничных конфликтов и системы образования, до хозяйственных связей регионов страны, внутренней и внешней миграции, а также видения молодежью своего будущего.

Довольно часто произносится фраза – молодежи надо входить в политику и брать на себя ответственность за страну.

Последний раз «системно» эти призывы звучали в Бишкеке сразу после апрельского переворота 2010 года. Даже было создано Министерство по делам молодежи, впрочем, так и не определившееся с предметом своей «министерской заботы», и последовательно превратившееся затем в комитет и т.д. по нисходящей. Фактически, оно было вынуждено заниматься всеми сферами деятельности, как мини-правительство, но только в аспекте участия в каждой сфере деятельности молодежи, понимая под молодостью чисто биологически-возрастной аспект.

Параллельно, партии пытались формировать т.н. молодежные крылья. Однако они обычно были заняты мобилизацией студентов и других групп молодежи на массовые партийные мероприятия и т.п. Некоторые из организаций пытались запускать партийные школы, но это было быстро свёрнуто за ненадобностью – выборная кампания завершилась, можно расходиться по домам.

Молодежь всегда старались использовать различные политические деятели, да, и сейчас пытаются это делать в интересах достижения «взрослых» политических целей. И дело молодежи определиться в своем выборе: или она будет чьим-то «тараном», пробивающим кому-то дорогу к власти, или не даст манипулировать собой.

Реален ли призыв?

Произошло и изменение рынка труда. Долговременные контракты теперь, в различных бизнес-проектах, да и в политических проектах, редки. И молодежи теперь необходимо иметь компетенции в различных сферах деятельности, а также способность оценивать ситуацию. Такова реальность, сформированная не в последнюю очередь умениями, называемыми формированием общественных связей, образов и имиджей. Для молодого человека вопрос теперь стоит так: или моделируй реальность сам, или моделировать будут тебя.

Последнее означает, что молодому человеку действительно нужно решить массу вопросов, с которыми не сталкивались его родители. Но вот входить в политику как самостоятельная сила по признаку биологического возраста выглядит как неоправданный призыв, либо как прямая лесть. А если льстят, значит обманут, как уже неоднократно происходило с молодежными движениями, когда они опирались на свои «возрастные» цели. 

Кроме того, в 2020 году молодёжь будут вовлекать в предвыборную борьбу в Кыргызстане также, как это делают в других странах. Однако, в силу крайней размытости идеологии и программ большинства движений и партий, сходства их предвыборного дискурса (под дискурсом понимается социально организованная система речи и действия), в котором повторяется примерно один и тот же набор лозунгов и обещаний, молодой избиратель чаще всего остается в неведении относительно их подлинных намерений. Избиратель заранее ассоциирует их с силой групп поддержки или с родственными отношениями. Кыргызский электоральный рынок — это, скорее всего, своеобразный рынок лотерейных билетов, причем «покупатели» подозревают большинство продавцов этих билетов в жульничестве.

Действительно, на прилавках политического «супермаркета» не густо. Но в том то и дело, что они лишь видимая часть «айсберга» политического маркетинга. В «подсобных помещениях», именуемых «коридорами власти», кипит невидимая избирателям работа: эксперименты над коллективным сознанием и бессознательным. Поэтому политический (и экономический) рынок все-таки существует, хотя он глубоко иррационален. Сравните его с чем угодно: базаром, зазеркальем, но он — реальность. Реальность, которую кто-то хочет, а кто-то не хочет изменять. Молодежь на этом рынке является только разменной монетой, или объектом идеологических манипуляций. Каждой из региональных и клановых групп, организованных как «партийные» структуры, нужно представить свои частные интересы как общие, и потому приходится манипулировать мнениями и точками зрения.

Для этого необходимо заниматься измерениями массового сознания, что и предпринимает, в том числе, и с завидной регулярностью Международный республиканский институт (IRI). Вопрос только в том, кто, как и где может воспользоваться результатами исследований.

ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.   


Поделиться: