Казахстан-2018: Комсомольский хайп

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Казахстан-2018: Комсомольский хайп

Что может означать 100-летие создания коммунистического союза молодёжи для независимых государств Центральной Азии, для людей разных поколений и различных политических взглядов? Какие выводы можно сделать из празднования юбилея, которое с размахом прошло в Казахстане и Кыргызстане?

В Алматы мероприятия прошли в здании театра оперы и балета им. Абая. Многие средства массовой информации отметили, что в списке почётных гостей были: посол РК в России Имангали Тасмагамбетов, депутаты сената и мажилиса Бырганым Айтимова, Бахытжан Жумагулов, Куаныш Султанов. К тому же, на праздновании векового юбилея комсомола был использован торжественный караул и государственные символы Республики Казахстан, что придало событию государственное значение. На празднике выступили легенды советской эстрады: Алибек Днишев, ВИА «Дос-Мукасан», Роза Рымбаева, Нагима Ескалиева и Борис Щербаков.

В то же время высказываются разные мнения по поводу празднования создания организации, 100-летний юбилей которой выпадает на 29 октября. Депутаты мажилиса (нижней палаты казахстанского парламента) сегодня, 29 октября, разошлись во мнениях на счет того, стоит ли поздравлять друг друга с юбилеем комсомола. Если вице-спикер мажилиса Владимир Божко отметил значительный вклад, который внесли бывшие комсомольцы в процесс строительства суверенного Казахстана, то были и голоса против. Депутат Азат Перуашев обратил внимание, что в календаре независимого Казахстана официально нет такого праздника. Поэтому это должно быть личным делом. Следовательно первый аргумент против: нельзя придавать празднику размах государственного мероприятия с участием действующих политиков.

Другой аргумент против празднования был высказан некоторыми политологами, сравнившими мероприятия к 100-летию создания движения «Алаш», прошедшие на низком уровне и незаметно по сравнению с масштабными событиями в Алматы. Это рождает, с их точки зрения, перекос в восприятии знаковых для независимого Казахстана событий. Более того, политологи указывают на тот факт, что в стране есть круг людей трактующих коммунизм как преступную идеологию и практику репрессий против, в том числе, казахстанцев. Это разрывает, с этой точки зрения, единство общественной жизни в Казахстане.

В то же время нельзя не обратить внимание на аргументы «комсомольцев»: организация выполнила свою историческую миссию, она не претендует на какую-то роль в политической жизни современного Казахстана. Прошлое страны не понять, если не учитывать роли комсомола и молодых людей, прошедших организационную школу этого объединения, непосредственно участвовавшего во всех значительных достижениях на пути к современному Казахстану.

В стране и сейчас действует «Коммунистической союз молодежи Казахстана», который является молодежным крылом Коммунистической народной партии Казахстана (КНПК). Однако ни одно из молодёжных крыльев политических партий в Казахстане не может конкурировать с молодёжной структурой правящей партией «Нур Отан». Молодежное крыло - «ЖасОтан» - пользуется особым расположением властей.

Обращает на себя внимание, что в странах Центральной Азии практически нет молодёжных организаций, которые бы стали известны какими-то инициативами, значительным вкладом в развитие собственных стран. Причём это касается как провластных структур, так и формально независимых организаций. Молодёжные объединения, зарегистрированные в качестве неправительственных организаций, занимаются сезонными, социальными мероприятиями. Члены объединений-представители «молодых крыльев» партий в основном заняты тем, что надувают шары и машут флажками на различных мероприятиях, либо выполняют мобилизующую работу в процессах разрешения внутриэлитных конфликтов, как это происходит в Кыргызстане.

В Таджикистане старшеклассников принимают в организацию «Юные саманиды». В прошлом году прозвучало предложение о создании организации «Пайрави пешво» («Последователь Лидера нации»). Предполагается, что общественная структура будет похожа на комсомольскую организацию советских времен и заполнит идеологический вакуум в школах.

Общественное движение молодёжи в Узбекистане носит название «Камолот» («Зрелость»). После прихода к власти в 2016 году президента Шавката Мирзиёева движение было преобразовано в Союз молодежи Узбекистана. Вместе с этим 30 июня объявили Днем молодёжи Узбекистана.

В начале 90-х годов в Туркменистане была создана молодежная организация имени Махтумкули. Эта организация входила в состав Общенационального движения «Галкыныш» («Возрождение»). С 2013 года молодёжной организации принадлежат 8 из 125 мест в парламенте Туркменистана. В свое время Общенациональное движение возглавлял «туркменбаши» Сапармурад Ниязов. Позднее движением руководил и действующий президент страны Гурбангулы Бердымухамедов, однако в 2011 году «Галкыныш» прекратил свою деятельность. В январе этого года в Туркменистане было создано министерство спорта и молодежной политики, которое будет заниматься вопросами молодежной сферы.

В Кыргызстане насчитывается несколько сотен молодёжных организаций. Однако активно проявляют себя лишь некоторые из них, причём периодически: накануне выборов, либо во время конфликтных событий, привлекающих внимание всего общества. В Кыргызстане комсомол известен как молодёжное крыло коммунистической партии.

Вместе с тем в стране функционирует общественное объединение «Комсомол», которое в основном объединяет бывших комсомольцев. Они предлагают возродить мероприятия по физической подготовке, создать интернациональные клубы в учебных заведениях, возродить студенческие отряды в рамках существовавшего в советские годы физкультурно-оздоровительного комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Именно эти общественные структуры провели значительные в Кыргызстане мероприятия к 100-летнему юбилею комсомола.

В связи с этим напрашиваются выводы:

Во-первых, существовать в идеологическом вакууме ни новые, ни «старые» государства не могут. Под идеологией в данном случае понимается комплекс идей, программирующих жизнь людей данного общества – некая понятная и ясная программа, что делать в жизни и как достигать успеха.

Во-вторых, и в связи с этим, порождение эффективной и продуктивной работы с молодёжью составляет суть деятельности на этом направлении. Любое государство совершает акт самоуничтожения, если бросает эту работу под лозунгами «абсолютной» свободы, освобождения от идеологических шор и т.п. Практическая реализация этих лозунгов означает для молодых людей, в данном случае, стран Центральной Азии, что они теряют ориентиры выстраивания своего будущего в родной стране.

В-третьих, каждая социальная структура переживает разные этапы своей жизни: становление, развитие, расцвет и дальнейший упадок. Это можно сказать практически о любой общественной структуре. Поэтому аргументы относительно тех или иных событий, связанных с комсомолом, должны учитывать эту этапность развития. И указывать на явления периода упадка, аргументируя тем самым против необходимости существования самой организации, это всё равно что утверждать: незачем было рождаться, поскольку всё равно настанет время старческой немощи.

Через различия оценок и разных мнений просматривается суть молодёжной организации для любой страны, вознамерившейся строить своё будущее: нужна системная работа с детьми, юношеством и молодыми людьми, не повторяющая опыт прошлых организаций. Вот о чём говорит юбилей союза молодёжи.

Поделиться: