Совет Безопасности РК: транзит стартовал?

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Совет Безопасности РК: транзит стартовал?
В парламент Казахстана поступил законопроект, предусматривающий право президента Казахстана пожизненно возглавлять Совет безопасности. Если отталкиваться от истории вопроса, то СБ РК прошел за 20 лет довольно причудливый путь аппаратной эволюции. Так, по президентскому указу от 20 марта 1999 года Совет безопасности:

1) Координирует деятельность силовых структур, центральных и местных исполнительных органов;

2) Анализирует законопроекты, контролируя исполнение законов. Председателем является президент страны, который лично назначает 12 постоянных членов Совета безопасности - высших должностных лиц государства. По новому законопроекту предлагается изменить статус Совета безопасности с консультативно-совещательного органа на конституционный.


Это означает, что Совет безопасности РК будет не только обеспечивать национальную безопасность и обороноспособность страны, но и сохранять внутриполитическую стабильность, защищать конституционный строй и национальные интересы страны на международной арене.

Очевидно, что решения этого органа и его главы станут обязательными к исполнению всеми ветвями власти и чиновниками. Нет сомнения, что этот законопроект, по формальным стандартам «развитой демократии», кто-то оценит, как тактический ход, направленный на решение сиюминутных задач, связанных с хорошо известными обстоятельствами казахстанской политики. Однако это решение можно рассмотреть и с управленческой точки зрения, попытаться понять логику стратегического выбора власти.

Усиление полномочий Совета безопасности может означать следующее. Если президент РК по каким-либо причинам не может выполнять в полном объёме свои функции, Конституция позволяет сохранять стратегический контроль, образно говоря, держать руку на пульсе государственной и общественной жизни через Совет безопасности. Из этого можно сделать следующие выводы.

Во-первых, транзит власти в Казахстане стартовал.

Во-вторых, в период изменений в высших эшелонах власти, и с учётом особенностей функционирования государственной машины, ориентированной на выработку стратегии в одном центре, формируется принципиально новая система сдержек и противовесов. С точки зрения сохранения баланса интересов крайне важна на этот период «согласительная площадка, где высшие руководители органов государственной власти РК могли бы утверждать стратегические решения по процедурам коллективного органа власти.

И, в-третьих, нужен конституционный государственный орган власти на случай экстремальных ситуаций. В новом законе возможно появится норма, согласно которой председатель Совета безопасности может, не обращаясь в Конституционный совет, принимать экстраординарные решения.

Таким образом, в Казахстане вырабатывается форма коллективного управления, поскольку руководители высшего звена государственного управления совместно вырабатывают стратегические решения. Это позволяет избежать вредной в переходный период т.н. «аппаратной борьбы» за выявление подлинного объёма полномочий тех или иных учреждений. Более того, на площадке Совета безопасности РК возможно будет ставить и обсуждать общие проблемы, согласовывать понимание целей и задач перед каждой из структур управления.

Тем самым, возникает форма, позволяющая избежать потрясений в механизмах государственной машины при непредвиденных обстоятельствах, которые, увы, неизбежны в нашем «быстро меняющемся мире».

 Координатор Экспертной платформы Большая Евразия
Сергей Масаулов
Теги: Казахстан

Поделиться: