Казахстан, Кыргызстан: Кого разделяют социальные сети?

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
Казахстан, Кыргызстан: Кого разделяют социальные сети?

По свидетельству авторитетных экспертов, например таких, как глава интернет-ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров, социальные сети разделили страну. Речь идёт о том, что количество реальных интернет-пользователей Казахстана в «Facebook» составляет лишь около 5% от общего числа пользователей. Причём практически все они находятся в Астане и Алматы. Жители других регионов Казахстана пользуются такими сетями, как «ВКонтакте», «Одноклассники» и т.д.

Разделение, по мнению Ш. Сабирова, настолько значительное, что на севере Казахстана пользователи просто не заходят на странички «Facebook». Поэтому значение и влияние этой сети преувеличено, и именно благодаря распространённым в столице и деловом центре страны представлениям пользователей, имеющих возможность, вместе со своим окружением, влиять на государственные органы.

Более того, совершенно особое положение в глобальной сети занимает «Instagram». Это весьма динамичная социальная сеть, которая явно переходит от только коммерческой площадки к месту формирования новостей. Пользователи «Instagram» - это ещё один мир.

Означает ли это разделение, что мы наблюдаем процесс складывания «информационных общностей» со своими предпочтениями, несовпадающими взглядами и даже ценностями. Пока нельзя утверждать, что это так.

Посмотрим на соседний Кыргызстан. Динамика подписчиков на самые популярные новостные издания за три года показывает, что пользователи «Instagram» - это самая быстро растущая группа. Они уже догнали «Facebook», хотя многие из пользователей находятся сразу в обеих сетях, и потому противопоставлять их друг другу вряд ли следует. Тем более, разделять пользователей по этому признаку.

Как видно из поисковых запросов, среди социальных сетей больше всего ищут «Одноклассники» и «ВКонтакте». Обе российские социальные сети очень популярны в Кыргызстане, как и по во всей Центральной Азии. Это происходит из-за того, что они первыми зашли на рынок на доступном русском языке, а новые пользователи заводят аккаунты в этих сетях, поскольку там с уверенностью можно найти знакомых. Только посетителей «Одноклассников» за три месяца (январь-март 2018 г.) в Казахстане насчитывалось свыше 1,38 млн., а в Кыргызстане – свыше 726 тысяч.

Хотя общее количество активных пользователей «Facebook» в Казахстане и Кыргызстане больше. На январь 2018 года:

А. «Facebook»: в Казахстане – 5,8 млн.; в Кыргызстане – 1,3 млн.

Б. «Instagram»: в Казахстане – 5,1 млн.; в Кыргызстане – 1,1 млн.

Таким образом, количество пользователей динамично выросло во всех сетях. Похоже на то, что отдельный пользователь находится во всех сетях, или, как минимум, в двух, сразу. А если учесть резкий рост за три года пользователей «YouTube», «WhatsApp», «WeChat» и т.д., то картина становится весьма динамичной и интересной.

Посмотрим, есть ли разделение пользователей по идеологическим позициям. Количество подписчиков в Кыргызстане на информационные ресурсы в «Facebook» и «Instagram» показывает устойчивую за 3 года тенденцию роста популярности прозападных ресурсов: «Aki press», «Azattyk» («Свобода» на кыргызском языке), «K-News», «Kloop», «BBC Kyrgyz», и чуть уступает им кыргызоязычная газета «Superinfo», часто выступающая с националистическими статьями и заявлениями. Информационные ресурсы, издающиеся на русском языке, кроме традиционной газеты «Вечерний Бишкек», стали уступать своё место.

Дискуссия по вступлению Кыргызстана в ЕАЭС и последующие события чётко разделили подписчиков на определённую продукцию. Те, кто выступал против тесного союза Кыргызстана со странами Евразийского экономического союза объединились на страницах «Интернет-парламент Кыргызской Республики» и «Кыргызстан против Таможенного союза». Подписчиков этих страниц, хотя и не так много относительно общего количества, но тем не менее в течение 3 лет они в целом в 6 раз превосходили тех, кто подписан на страницы «За развитый и многонациональный Кыргызстан», а также «Кыргызстан-Россия: вперёд вместе».

Понятно, что на этих страницах работали активные участники проектов, а количество заходов на эти страницы удручающе мало по сравнению с общим количеством пользователей. Основная масса ищет развлекательный контент, средства общения и новости. Однако попытки разделить пользователей по идеологическим позициям, по языковым пристрастиям и т.п. были и будут. И в этом плане «Одноклассники» и «ВКонтакте» очевидно выигрывают тем, что используют русский язык – привычный в межнациональном общении; они же предлагают возможности создания групп на национальных языках, что и происходит.

Таким образом, социальные сети как современный инструмент общения и коммуникаций могут быть использованы для разделения и противопоставления друг другу граждан, как в Казахстане, так и Кыргызстане. В то же время, они являются важным условием формирования точек зрения и позиций, причём существенно, что достаточно свободного формирования. Социальные сети – это место, где прописано взаимное доверие, т.к. люди свободно выбирают предметы своих предпочтений, при том, что потерять доверие просто, а обрести можно только следуя требованию: не врать! Поэтому бояться социальных сетей и динамичных информационных процессов там уже поздно, а вот активно работать с ними необходимо. Но – обязательно талантливо и честно, иначе доверия не будет.

Интернет стал привычным и массовым в Казахстане и Кыргызстане. Эксперты отмечают, что у пользователей растёт потребность в собственном, хорошего качества, национальном контенте. Нужна собственная национальная социальная сеть и в Казахстане, и в Кыргызстане. Молодёжь ясно высказывает потребность в такой сети, и на нескольких языках. В конце концов «казахский» или «кыргызский» смысл может быть выражен на любом привычном многим языке.

Поделиться: