Евразийский вектор для Узбекистана – способ решения проблем трудовой миграции?
Автор: Сергей Масаулов
В 2019 году сотрудничество России и Узбекистана стало более тесным и комплексным, потому многие эксперты и политические обозреватели ожидают в наступившем 2020 году не только укрепления связей, но и качественных изменений в самих отношениях. К таковым можно отнести и начало реализации евразийского вектора Узбекистана.
В прошедшем году состоялись визиты в Ташкент не только представителей высшего руководства РФ, но и сотен российских делегаций из сферы бизнеса, науки, образования, культуры и спорта. За время встреч на высшем уровне и взаимных визитов государственных деятелей России и Узбекистана были достигнуты договорённости между во многих сферах взаимодействия. Выделяется среди этих соглашений крупный проект возведения корпорацией «Росатом» АЭС в Узбекистане.
Посол РФ в Узбекистане, оценивая сотрудничество стран в 2019 году, отметил, что российские инвестиции в узбекскую экономику достигли $9 млрд. Товарооборот вырос на 14%, достигнув $5,8 млрд., а значит, не за горами и рубеж в $6 млрд. В Узбекистане налаживается выпуск КАМАЗов, машин «Скорой помощи», ростовских комбайнов. Российские «Силовые машины» модернизируют несколько крупных электростанций в республике и проектируют новые. В 2019 году в РУз были открыты филиалы МИСиС, МГИМО, а всего в российских вузах учатся сейчас 28 тысяч узбекских студентов [1].
Конечно, перечисленные направления важны для сотрудничества двух стран. Но есть и еще один вопрос, который существует как ближайшая задача, и одновременно перспектива для углубления партнерства стран. С Узбекистаном соглашение об организованном наборе трудовых мигрантов РФ подписала ещё в апреле 2017 года. Однако вряд ли можно ожидать результатов в рамках существующей миграционной политики.
За первую половину 2019 года на учете в России состояло около 1,5 млн мигрантов из Узбекистана, а по данным узбекской стороны, в РФ трудятся около 2 млн граждан республики. Четвертая часть всех мигрантов обычно переходит на нелегальное положение. При этом в рамках системы организованного набора трудовых мигрантов в Россию за весь год прибыло всего около 2 тысяч человек [2]. Можно, конечно, провести разовую амнистию, но это не решит вопроса по сути. «Миграционные сети» между Россией и Узбекистаном, опирающиеся на неформальные коммуникации, формировались годами и заменить их системой организационного набора в настоящее время невозможно.
Конечно, базовым условием для решения вопроса трудовой миграции является развитие национального производства и формирование в Узбекистане нужного количества рабочих мест.
Обратимся к известным данным. Большую часть компаний с участием иностранного капитала, созданных в Узбекистане в 2019 году, открыли инвесторы из Китая. Число китайских компаний, работающих в республике, выросло почти на треть. На 1 января 2020 года в стране зарегистрировано 1652 компании, созданные предпринимателями из Китая, что на 531 больше, чем в прошлом году. При этом по числу действующих компаний Китай пока находится на втором месте, сообщается в обзоре Государственного комитета по статистике. Лидирует в Узбекистане Россия, которой принадлежат 1828 компаний. Из них 401 была создана в 2019 году [3].
Проблема миграции, и нелегальной в том числе, идет от сферы управления. Структура государственного управления состоит из иерархических структур, работающих друг с другом. По сути, в деятельности структур государственного управления должно быть общее видение целей и допустимых средств их достижения. Вся система должна отвечать на следующие вызовы:
1. В зоне управления и регулирования сформировались кардинально новые задачи, место которым ещё не найдено
2. Вызовом являются и изменения, происходящие в миграционной сфере.
Миграционная политика должна рассматриваться как совокупность четырех составляющих: а) собственно миграционной политики; б) политики расселения; в) политики интеграции; г) политики, которую часто путают с предыдущей, но отличной от нее – политики натурализации.
Миграционная политика – это политика, регулирующая механическое движение населения в пространстве. Именно она определяет процессы эндомиграции, иммиграции, эмиграции и транзитной миграции. В иммиграции обычно делается акцент только на тех типах, в отношении которых проводимая политика наиболее значима: это вынужденная миграция (беженцы и вынужденные переселенцы), экономическая (наемный и предпринимательский труд), семейная (воссоединение семьи), образовательная.
Политика расселения определяет характер распределения миграционного потока по территории страны и пространственную схему его оседания. Политика в области интеграции направлена на адаптацию (в отношении внутренней миграции) и социокультурную переработку (в отношении внешней миграции) мигрантов, и как следствие, вовлечение мигрантов в общественную и политическую жизнь принимающего сообщества.
Натурализация – политика огражданствления, т.е. планируемого пополнения и развития гражданского сообщества за счет части иммиграционного потока. Редко достигаемый «потолок» натурализации –это использование иммиграции в качестве фактора формирования новой политической нации.
Такой подход вызван необходимостью комплексного учета всех правовых, социальных и культурных состояний/статусов, в которых оказывается иммигрант с момента пересечения границы до выезда из страны или получения паспорта гражданина страны. Только в совокупности рассматривая процессы перемещения, расселения, интеграции и натурализации, можно выстроить миграционную политику, адекватную вызовам современности (См. Схему 1).
Схема 1
Имеющимися средствами управления достичь подобных результатов невозможно. Как видно из схемы, для Узбекистана необходим диалог со странами реципиентами не только по вопросам соблюдения прав человека, но и в других сферах политического торга.
Основной принимающей мигрантов из Узбекистана страной является Россия. Тесное взаимодействие установлено с Казахстаном и Кыргызстаном – членами ЕАЭС. Поэтому все проблемы, если смотреть комплексно, снимает только общий рынок труда, который открывается при вступлении республики Узбекистан в ЕАЭС.
В феврале 2020 года готовится визит президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в Москву. От этого визита ждут многого, в том числе и перспективных решений.
[1] См: https://vesti.uz/na-uzbekskom-gorizonte-vstaet-evroaziatskij-soyuz/
ИАЦ является свободной площадкой для обмена мнениями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Поделиться: