Афганистан нуждается в соседской помощи
Автор: Сергей Масаулов
В столице Катара Дохе на прошлой неделе состоялся очередной раунд переговоров делегаций США и ведущего вооруженную борьбу в Афганистане движения «Талибан» (запрещенная в РФ террористическая организация). Стороны обсудили ход выполнения февральского соглашения, имеющего целью вывод из Афганистана иностранных войск и установление мира. Но главным вопросом на данных переговорах был обмен военнопленными.
Как заключение соглашения, так и предстоящий выход из мест содержания военнопленных талибов в количестве 5 тыс. человек является важнейшей политической победой движения «Талибан», и подтверждением верности выбранной стратегии борьбы с иностранными войсками в Афганистане. По соглашению, в августе 2020 года движение «Талибан» должно быть исключено из списка террористических организаций, и получить международное признание. Тем не менее эти договоренности полностью «афганский вопрос» с повестки не снимают.
Для многих исследователей и экспертов по вопросам ситуации в Афганистане и поиска путей выхода из сложившегося положения, заключается в сведении многообразия страны и разного в ней к логически одному. Например,
- «Афганистан вскрывает подлинные агрессивные цели Америки», либо
- «Это поле столкновения интересов России, США и Китая», либо
- «Это – таинственная афганская ментальность», наконец,
- «Это – геополитическая трясина» и т.п.
«Афганская проблема» же намного сложнее, и чтобы это понять, нужно для обратиться к истории страны.
Три лица Афганистана
Во-первых, генезис проблемы можно увидеть не в драматических событиях конца ХХ-нач.XXI вв., а в типе государственного образования, возникшего в ХVIII-XIX вв. Единое афганское государство возникло как средство геополитического разделения между империями (в XIX в. – это Российская и Британская империи). Именно в таком качестве оно и вело свое существование.
Во-вторых, когда силы империй равны, Афганское государство укрепляется как единое и полиэтническое; когда побеждает одна из противоборствующих сторон, Афганистан, с необходимостью приобретает облик «социалистического», «демократического» или еще какого-то, с сопутствующим межэтническим противостоянием. Но тогда, следующим этапом, начинается и национально-освободительная война. За последние века этот цикл смены состояний не кончается.
В-третьих, из всего многообразия можно вычленить отдельные формы существования Афганистана:
- Независимое королевство
- Марионеточный режим, зависящий от иностранных войск
- Многообразные «талибы» разных времен и форм проявления.
Зачем договариваться с талибами?
Значит, стабильность возникает только тогда, когда силы империй равны, и в Афганистане возникает режим независимого «королевства». Получается, что именно к этому надо стремиться мировому сообществу; конечные цели следовало бы отстаивать в направлении создания условий для восстановления независимого и эффективного государства в Афганистане.
Для этого необходимы новые подходы и методы развития Афганистана. Они должны позволить стране обрести независимость, осуществить переход из состояния разрушенного социума и хозяйства, наркоэкономики, составляющей более половины ВВП страны, в состояние процветающего, стабильного и консолидированного общества в Афганистане. Нужно поддерживать историческую традицию сохранения афганского государства в его современных границах.
Создание единого, независимого и не угрожающего соседям государства Афганистан, требует межэтнического, межплеменного и межтерриториального мира и согласия в афганском обществе. Это невозможно без включения всех этносов и политических сил, в том числе находящихся ныне в оппозиции, в переговорный процесс по поводу будущего Афганистана.
Как обеспечить мир?
У большинства стран региона сегодня отсутствуют отработанные методы и технологии не фиктивной защиты от различных угроз и агрессий в Центральной Азии. Расчёт на эффективность присутствия иностранных войск и Международных сил содействия безопасности (МССБ, ISAF) в Афганистане не оправдался.
У транснациональной глобальной элиты, у национальной элиты США, а также у всего мирового сообщества, отсутствуют внятная стратегия и отработанные методы для быстрого восстановления и укрепления раздробленного и охваченного военными конфликтами государства. Применяемые методы и способы не работают, поскольку в Афганистане процветают теневая экономика и наркобизнес.
Таким образом, проблема Афганистана является прямым вызовом для международной политики, поскольку требует выработки эффективных решений и уже девальвировала политическую идеологию военной помощи афганскому обществу извне.
Прочный мир в Афганистане во многом определяется двумя моментами. Во-первых, недопустимостью рассматривать Афганистан в качестве полигона для испытания геополитических проектов. Это требует международного запрета на действия любой глобальной или региональной силы в собственных интересах за счёт Афганистана.
Во-вторых, гигантский ресурс стабилизации в Афганистане и организации его развития лежит в проведении единой согласованной политики соседей Афганистана во имя его развития. Мир в Афганистане может быть достигнут гораздо быстрее, если его соседи объединят свои усилия для обеспечения безопасности и стабильности Афганистана, а также кооперативной безопасности во всём регионе Срединной Азии.
Роль региона в разрешении проблемы
Индия, Иран, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан – возможно, в качестве нового международного объединения соседей Афганистана – могли бы участвовать в выработке решений по обеспечению мира в стране. Сотрудничество со странами-соседями является необходимым и для организации развития Афганистана. Так, в частности, Афганский коридор развития «Мешхед (Иран) - Герат - Кандагар - Кветта (Пакистан)» может быть построен только при сотрудничестве с Ираном и Пакистаном, а также при активном участии Китая и России.
Афганистану необходимо соседское сотрудничество для восстановления себя в качестве единого, суверенного и экономически эффективного государства, которое не только прекращает экспорт нестабильности, наркотиков и терроризма, но и становится модельным государством ускоренной индустриализации и развития. Странам-соседям Афганистана необходимо помочь ему в этом для обеспечения прочной кооперативной безопасности и стабильности, и формирования единого спокойного макрорегиона Срединной Азии.
Поделиться: