750 лет Великого Улуса и историческое наследие народов Казахстана и России

Дата:
Автор: Сергей Масаулов
750 лет Великого Улуса и историческое наследие народов Казахстана и России

Понимание народом своего происхождения и места в мире зависит от усвоенного набора представлений о ключевых моментах истории своего становления. Пути здесь разные: можно пойти по направлению исключающего, но можно выйти и на путь включающего наследия. Как никогда, сейчас это важно для Казахстана.

На первом направлении придётся исключать всё «неказахское», чтобы вычленить «чистую» национальную сущность. И тогда - отметили 550 лет создания Казахского ханства, зафиксировали начало своего пути, и всё! Но если пойти путем включающего наследия, то придется принять сложность этногенеза казахов, и участия предков в различных государственных образованиях на территории современного Казахстана и больших степей.

Выбор принадлежности и «включенности» наследия связан очевидно с влиянием на современную культуру народа и очевидным символическим присутствием в ней тех или иных вех-событий. Есть исторические события, несущие в себе скрытую энергию. Это связано с противоречивым отношением к таким событиям, и особенно их последствиям, а также с кристаллизацией многовековых смыслов и борьбой идей вокруг них. Миновать их не получится, поскольку энергетически эти символы вплетены в культуру, а значит, остаются средствами, формирующими современного человека. А пока сохраняется противоречивый характер символов, они мобилизуют народ в разных направлениях. Очевидно, предназначение национальной интеллигенции, в том числе, в умении снять (в гегелевском смысле) символические противоречия этногенеза своего народа.

В этом году исполняется 750 лет со дня проведения курултая на р. Талас, формально закрепившего независимость сложившихся государственных образований на территории империи Чингизидов. Одним из таких образований стало государство потомков старшего сына «Потрясателя вселенной» хана Джучи - Великий Улус (Улуг Улус, Улуу Улус). Позднее, уже после своего распада, это государство стало традиционно именоваться Золотой Ордой. Территориальной основой государства стали кыпчакские степи, относящиеся к современному Казахстану, а также к югу России, и земли Поволжья. Поэтому предстоящая дата - значимая не только с исторической точки зрения, но имеющая отношение к миропониманию современных народов и наций почти на всем евразийском пространстве.

Великий Улус с XIII и до середины XV веков был великой державой, говоря современным языком, и его влияние коснулось судеб большинства, имевшихся на тот момент государственных образований. Это был, как сейчас принято говорить, миропроект евразийской империи. Многие возникшие позже государства могут считать себя наследниками заложенных в Улусе традиций государственного устройства.

Особенно важно отметить эту дату работой историков и общественных деятелей Казахстана и России; еще лучше – совместной деятельностью. Условия для этого закладываются программой работ, в центре которой научные конференции, издания литературы, события в культурной и общественной жизни, посвященные важной исторической вехе. Основные события ожидаются в Казани, и пройдут на базеКазанского университета и Института истории им. Шигабутдина Марджани. Хотя охват значительно шире – здесь и Москва, и Санкт-Петербург, Нижний Новгород и т.д.

Весьма важным представляется сделать решающий шаг по преодолению идеологических искажений и тенденциозного подбора исторических фактов в рассмотрении некоторых событий XIII-XV веков. Наконец, можно поставить задачу пробить броню сложившихся оценок, умаляющих в тенденции роль народов России и Казахстана в дальнейшем историческом прогрессе. Среди них такие концепты, как «монголо-татарское иго», «защита цивилизации от варварства» и т.п.

Несомненно, историки могут сделать шаг к фиксации в профессиональном сообществе и выведении в публичное пространство новых смыслов в оценке исторического материала. Масштаб и разнообразие полученных в разных научных дисциплинах материалов, включая естественно-научные, заставляет уже прямо ставить вопрос о неадекватности термина «ига», тем более, этнически обозначаемого как «монголо-татарское», применительно к сложным взаимоотношениям между социальными и государственными образованиями того времени. А взаимоотношения и сочетания различных хозяйственно-культурных типов в системе хозяйства на гигантской территории, где происходил процесс этногенеза современных народов? Наиважнейший вопрос, требующий ответа профессиональных историков, этнологов, этнографов, исторических экономистов и т.д.

Не менее важным представляется показать исторический контекст начала и середины XIIIвека, когда 4-ый Крестовый поход Запада оказался направленным не на освобождение Святой земли, а нацелился в Центр мирового православия. Разграбление Константинополя, фактически, стало базой создания будущих финансовых империй в Европе. Но еще важнее, что это не единичный удар ослеплённых наживой западных рыцарей. С этого момента стал ощутимым натиск на православные страны - на Русь, Сербию, Болгарию, на земли Греции - и на Восток в целом. Это выглядит как миропроект по преобразованию этих народов «по своему образу и подобию». Поскольку всех призывали встать под духовную власть Рима.

Иную весть миру нёс в это время Великий Улус. Прежде всего, был установлен особый режим православной церкви на землях, как зависимых от Улуса, так и на коренных землях. Напомним, в государстве, где ислам был провозглашён фактически государственной религией, православная церковь в это же время пользовалась всеми правами и привилегиями защищенности, включая её статус в столице Улуса.

Справедливости ради, надо отметить значительную религиозную свободу не только для православия, но и для других конфессий и для народов, входивших в Улус. Фактически создатели и потомки государства Джучи остановили большой «Крестовый поход» Запада против духовной свободы народов Евразии и их права выбирать свою веру.

Это создало условия для воссоздания/ возникновения государственности народов России и Казахского ханства. Вот почему 750-летие Великого Улуса является важной вехой включающего наследия народов Казахстана и России. Представляется важным организовать заметную для общественности совместную деятельность историков и общественных деятелей Казахстана и России в этот юбилейный год.

Поделиться: