Ереван не может обеспечить свои интересы в Карабахе

Дата:
Автор: Сергей Маркедонов
Май 2023 года ознаменовался беспрецедентной интенсификацией переговорного процесса вокруг Нагорного Карабаха. Его сопровождали радикально критические высказывания армянских властей о готовности выйти из ОДКБ и расширить сотрудничество с Западом. Однако по факту проблема Еревана в том, что ни он сам, ни кто-либо из его партнеров не готовы обеспечивать его амбициозные интересы в регионе. Подробнее – в материале Ia-centr.ru.
Ереван не может обеспечить свои интересы в Карабахе

Переговоры по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта достигают беспрецедентной интенсивности. 1–4 мая прошли переговоры в Вашингтоне под эгидой госсекретаря Соединенных Штатов Энтони Блинкена. 14 мая состоялись переговоры в Брюсселе под эгидой председателя Евросовета Шарля Мишеля. 19 мая были проведены встречи министров иностранных дел Армении, Азербайджана и России. 1 июня лидеры Армении и Азербайджана должны встретиться в Кишинёве на полях европейского политического сообщества. Это уже второе совещание в этом формате, первое было в Праге.

Мы видим много разных форматов, но при этом они, несмотря на наличие общей цели – заключение мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном, – имеют инструментальные различия.

Россия хотела бы получить мирное соглашение как нечто результирующее, когда стороны придут к реальному компромиссу и согласуют все спорные позиции. Эту идею высказал глава российского МИД Сергей Лавров 19 мая по итогам встречи министров в Москве, говоря о демаркации, делимитации границы, разблокировании коммуникаций и других вопросах.

Запад же заинтересован в замирении в контексте холодной войны 2.0 — в выдавливании России с Кавказа.

Если будет мир, а Ереван и Баку объявят о мирном решении, к чему тогда российский миротворческий контингент в Карабахе? Мы видим, что этот вопрос обсуждается и что в публичном пространстве появляются удочки в виде пересмотра членства Армении в ОДКБ.

Материалы по теме: Безопасность в Центральной Азии: есть ли альтернативы у ОДКБ?

В контексте всех этих переговоров крайне важным было заявление премьер-министра Армении Никола Пашиняна о признании Азербайджанской Республики в границах 86,6 тысячи квадратных километров. Это включает не только спорную территорию Карабаха, но и Арцвашен (армянский анклав в Азербайджане. – Прим. Ia-centr.ru), и, конечно, это вызвало большую внутреннюю дискуссию в Армении.

Кто-то обвиняет Пашиняна в предательстве, армянская власть утверждает, что у страны нет ресурсов для продолжения конфликта.

И вот здесь стоит упомянуть об интересах Армении и Азербайджана в этом затяжном конфликте. Азербайджан хочет завершить собирание земель, как можно скорее закрыв кейс территориальной целостности. Азербайджан не раз заявлял, что новой заморозки конфликта в Баку не хотят.

Ереван в условиях очень невыгодного для Армении статус-кво предпринимает попытки зацепиться за определенные недоработки и отсрочить неприятные решения. Отсюда попытки найти любых модераторов.

Почему Пашинян делает заявления, которые многие оценивают как предательство? Ответ прост: ни одна из крупных держав не поддерживает максималистских планок Еревана, ему не на кого опереться. Даже если Армения разорвет свои отношения с Россией, выйдет из ОДКБ и даже соберется вступить в НАТО и станет укреплять связи с Европейским союзом. Изменит ли это решение статус Карабаха? Нет.

Читайте также: Карабахское урегулирование невозможно без России

Второй чрезвычайно важный момент – это внутренняя ситуация в Армении. С 2020 по 2022 год под лозунгом «Карабах наш» в Армении проходили как минимум четыре волны протестных выступлений. Однако мы можем назвать их только протестами, массового характера они так и не приобрели. И сегодня деятели оппозиции, такие как Ишхан Сагателян, ряд депутатов от крупнейшей оппозиционной фракции в парламенте «Армения» выступают против Никола Пашиняна. Но конвертируется ли их недовольство в реальные массовые протесты? 

Скажу вещь парадоксальную, но Пашиняну такое недовольство могло быть даже выгодно. Можно было бы сказать, что у него в стране есть серьезная оппозиция и потому он не готов делать уступок. Но мощных выступлений нет, а оппозиция занимается больше сотрясанием воздуха, чем какими-то реальными делами. 

Сейчас армянские политики будут говорить о том, что Россия не обеспечила выгодное для Армении решение. А кто бы его обеспечил? Кто сейчас несет ответственность за проблемы в обороноспособности союзника, за необеспеченную бравую риторику, разве не Россия? Разве не в самой Армении нет готовности общества к тому, чтобы защищать свои максималистские планки? Я сейчас не говорю, плохо это или хорошо, я лишь констатирую факт: такой готовности нет. Почему? 

Причин может быть много. Люди иногда устают от войны, это бывает не только на Кавказе, сплошь и рядом мы наблюдаем схожие вещи на Балканах или в Африке, когда страны идут на уступки, порой болезненные, на компромиссы, порой необоснованные. Эта ситуация пришла в Армению сегодня.

Я не думаю, что процесс примирения Армении и Азербайджана будет протекать быстро. Даже если некий документ под названием мирный договор и появится, это не означает, что всеобъемлющее и устраивающее всех решение будет найдено в краткосрочные обозримые перспективы.

Переговоры будут продолжаться, иногда, наверное, эти переговоры будут сопровождаться военной эскалацией для подкрепления нужных аргументов за столом переговоров. Мы будем видеть конкуренцию, когда достижение мира по-разному трактуется Западом и Россией. 

Общий тренд ясен, это статус-кво, который в текущих условиях больше выгоден Азербайджану.


Читайте другие материалы автора: 


Турция расширяет свои амбиции на постсоветском пространстве


Кавказский регион в 2022 году: турбулентность сохраняется

 

Поделиться: