В зоне ответственности ОДКБ
Автор: Сергей Ким
Один из крупнейших кризисов для национальной безопасности случился в Казахстане в первые дни января 2022 года. Упрощать этот кризис до какой-то конкретной угрозы сегодня нельзя. Особенно, пока в стране ведется подробное расследование событий, проходят крупные политические перестановки и перемены в силовых ведомствах, а на улицах городов еще стабилизуется ситуация.
Многослойность социальных, политических процессов в Казахстане наложилась на современные глобальные и региональные реалии. Так, казахстанский политический обозреватель Никита Шаталов отметил: «Казахстан получил одновременно сценарии майдана, арабской весны и внутренней войны с организованным терроризмом. Это отражение нашей сложной демографической структуры – и наличия постиндустриальных хипстеров, и особенностей политического поведения на западе страны, и большого молодежного навеса (основные акторы погромов – это молодые неженатые мужчины), и влиянием исламского радикализма. Важно еще смотреть на то, что на западе страны, где протест начался, не было таких боевых действий, как на юге – в Алматы, Таразе, Кызылорде. Там митингующие убрали даже за собой мусор с площадей».
При множестве уточнений произошедших в Республике Казахстан печальных событий, с их различными предполагаемыми интересантами или инициаторами, есть совершенно очевидно проигравший – народ. Потому после запроса Токаева о помощи союзников все наблюдатели разделились на тех, кто реально сопереживал народу Казахстана (безопасность общественная и личная были поставлены под угрозу), и на тех – кто думал «за рамками» интересов народа.
В обращении главы Казахстана к ОДКБ говорилось, что ситуация в стране рассматривается как «вторжение бандформирований, подготовленных из-за рубежа». Потому, согласно статье 4 Договора о коллективной безопасности, страны ОДКБ еще 6 января договорились направить в Казахстан Коллективные миротворческие силы. Формат миссии ОДКБ также был выбран неслучайно – миротворцы заранее ограничивались функцией охраны стратегически важных объектов, а обязанности внутри самой контртеррористической операции возлагались на местные силы.
Хотя даже такой вариант не всех устроил, в сети началась кампания против какой-либо помощи ОДКБ Казахстану. Сегодня, с выравниванием ситуации в Алматы, голоса противников организации, кажется, слышны тише, но провокации еще возможны. Как отметил казахстанский политический обозреватель Газиз Абишев: «В целом, да, лучше прекратить истерику и нападки на миротворцев ОДКБ. Если когда-нибудь случится что-нибудь подобное или того похуже – начнут колебаться. Несколько часов сомнений могут стоить Казахстану суверенитета, целостности и тысяч мирных жизней».
Первой контрольной точкой для миссии ОДКБ в Казахстане стала как раз внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, где участвовали премьер-министр Армении, президент Беларуси, президент Казахстана, премьер-министр Кыргызстана, президент России, президент Таджикистана и Генсек ОДКБ.
Несмотря на то, что по оценкам экспертов, тезисы представителей государств-участников ОДКБ разнились, (что логично, учитывая особенности национальных интересов и разный опыт реагировании на угрозы национальной безопасности), то основные мысли все же были схожи. Внешнее вмешательство, серьезная угроза для дружественного Казахстана, слова сопереживания и готовность дальше работать вместе в стабилизации ситуации в РК. Что касается рамок ОДКБ – тут почти все лидеры повторились – что еще многое нуждается в совершенствовании, механизмы будут развиваться и улучшаться, а документы дорабатываться.
Продуктивность первого опыта миротворческой миссии ОДКБ должна закрепить место организации в региональной безопасности, и главное на сегодня – способствовать стабилизации ситуации в Республике Казахстан.
Поделиться: