Митинг против утильсбора «списали в утиль»?

Дата:
Автор: Сергей Ким
17 апреля в #Алматы прошел митинг против утилилизационного сбора. Один из предлагаемых организаторами тезисов: «Если утильсбор не будет полностью отменен, правительство должно уйти в отставку». После январских событий тема утильсбора, казалось бы, до сих пор очень чувствительная. Однако никакого особого интереса к событию алматинцы не проявили, почему – разбирался Сергей Ким.
Митинг против утильсбора «списали в утиль»?

Еще зимой 2022 года государство забрало права на утильсбор у ТОО «Оператор РОП», которое связывали с именем Алии Назарбаевой. Утильсбор отдали фактически в руки государству – госкомпании АО «Жасыл даму».

Уже на 100 миллиардов тенге, забранных у аффилированного с дочерью первого президента оператора, власти пообещали открыть в стране льготную кредитную программу на покупку всех видов отечественных автомобилей.

Пока государство пытается обновить ставки на утильсбор, активисты и общественные деятели в южной столице Казахстана справедливо решили воспользоваться образовавшейся паузой вокруг темы. Однако на митинг против утилилизационного сбора в Алматы пришло лишь около 100 человек. И это притом, что только на недавний столичный митинг за права женщин пришли более 200 человек. В социальных сетях у официальной странице «Нет утильсбору» – около 4000 человек, но эта цифра, видимо, остается виртуальной.

С другой стороны, интересен и состав организаторов митинга. Как сообщает КазТАГ, в мероприятии участвовал политик и бизнесмен Булат Абилов, один из основателей партии «Ак жол», который публично активизировался с начала этого года. На этом митинге же Абилов в большей степени обращался к «урокам январских событий». 

Выступал и политик, лидер партии «Намыс» Санжар Бокаев, который ранее в своей карьере работал в акимате Алматы, и позже стал известен как раз во многом из-за ярких выступлений против утильсбора и его сторонников во власти. 

Еще один из спикеров мероприятия – председатель партии El Tiregi Нуржан Альтаев, экс-депутат мажилиса, имя которого связывают с казахстанским бизнесменом Маргуланом Сейсембаевым. Выступал и активист Макс Бокаев, призываваший отменить утильсбор как «пережиток Назарбаевизма».

В целом по итогам митинга сложилось впечатление, что кроме отрицания прошлого и борьбы с тем, с чем уже, вроде как решило бороться само государство, других целей у казахстанских оппозиционеров нет.

Такие выводы подтверждает и довольно вялая реакция горожан на само событий. Однако есть еще и сам повод митинга – остановимся на нем подробнее.

Почему утильсбор остается проблемой в Казахстане?

Основные претензии по утилизационному сбору поднимаются казахстанцами по нескольким аспектам. Во-первых, это были обвинения против самой частной организации «Оператор РОП» – скандалы, странная отчетность, влиятельные бенефициары. 

Сейчас функция по администрированию утилизационного сбора на выкуп и утилизацию старых машин передана государству, точнее, госкомпании «Жасыл даму». Ее на днях возглавил Ержан Сарсенбай, долгое время (2015-2021) работавший в Министерстве национальной экономики Республики Казахстан.

Интересно, что предшественница Сарсенбая занимала кресло руководителя «Жасыл даму» всего 70 дней – ее назначили почти сразу январского кризиса и сняли с должности в апреле этого года.

Чтобы показать казахстанцам компетентность и открытость работы нового оператора по утильсбору, достаточно сделать более транспарентной и понятной отчетность – ведь именно за это «прилетало» «Оператору РОП».

Вторая претензия, которая часто звучит – якобы нарисованные цифры по локализации производств. Здесь ответом опять может быть большая открытость, в том числе по вопросам работы совместных предприятий, реализации иностранных инвестиций в автопроме и т.д.

Нужно понимать, что полная отмена утильсбора, как уже предупреждал сам президент Токаев, означает «открытие рынка для откровенного импортного автохлама». На данный момент же доля автомобилей местного производства в Казахстане достигает 75% в массовом сегменте. Это все при том, что ни отмена утильсбора, ни резкое падение ставки на него точно не приведут к снижению стоимости автомобилей в стране.

В-третьих, всегда логично возникает вопрос реализации средств оператором по утильсбору – куда уходят деньги? По данным с 2016 по 2021 год, которое обнародовало Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, общая сумма уплаты утильсбора составила более 579 миллиардов тенге ($1,2 млрд). В конце 2021 год активисты даже грозились проведением всенародного референдума на тему «Нет утильсбору». В то же время в отчетах по отработке средств «Оператором РОП» Министерство экологии, геологии и природных ресурсов скудно обозначало: «Полученные финансовые средства расходуются в строгом соответствии с действующим законодательством Казахстана».

В РФ, например, утильсбор собирает само государство, а собранные средства отправляет на программы поддержки авторынка, в числе которых льготное кредитование и лизинг. Такие программы потом активно анонсируют в прессе.

Еще один выход из ситуации для Казахстана – вариант дифферен­цировать ставку утильсбора в зависимости от объёмов инвестиций внешних компаний в казахстанское произ­водство. 

Однако есть в стране и сторонники идеи, что Казахстану автопром не нужен и никогда не нужен был, если судить по 30-летнему опыту государства. Однако в соседнем Узбекистане автомобилестроение тоже запускали с трудом, но теперь там активно экспортируют свои автомобили соседям. За последние четыре года в Узбекистане производство автомобилей увеличилось в 1,8 раза, а отраслевой экспорт – в 2,7 раза. 

Так что здесь опять же вопрос – разрешать ввоз некачественной спецтехники и «автохлама» или думать, как заставить свои схемы по локализации работать. Очень сложно представить себе развивающее государство без развивающейся промышленности. Хотя на полной зависимости от импорта автомобилей и сельхозтехники точно кто-то выиграет, но вряд ли Казахстан.

Поделиться: