Узбекская махалля – пережиток прошлого или действенный институт гражданского общества?

Дата:
Автор: Санжар Саидов
Узбекская махалля – пережиток прошлого или действенный институт гражданского общества?

В последние годы в Узбекистане была укреплена и развита правовая основа деятельности органов самоуправления граждан в лице института махалля[1]. Этот институт сформирован как неотъемлемая часть политической, экономической и духовной жизни страны. В настоящей аналитической статье мы постарались выделить нынешнее состояние и перспективы общественного объединения махалля. 

Кратко об истории

Махалля – это социальный институт, основанный на восточном менталитете и традициях. Это целая система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на развитие национальных традиций. В некотором роде это форма общины, объединенной на небольшой территории.Исторические источники говорят, что махалля возникла во II веке до нашей эры и первоначально представляла собой крепости, охватывающие большие холмы. Жилые поселения в виде небольших махаллей позже стали крупными городами.

Термин махалля (от арабского محلة) означает «место», «лагерь», «городской квартал». В разных регионах она называлась махаллотжамоаэлатэлод. В Центральной Азии и в Узбекистане махалля как социальный институт и как форма самоуправления граждан существует с древних времен и сохранилась до наших дней. Махалля для узбекской нации означает, прежде всего, коллективность.

На основе исторических источников можно сказать, что каждый средневековый город и махалля Центральной Азии имел свой центр – как правило, это была мечеть. Люди принимали этические нормы махалли и жили в соответствии с ее правилами.  

Махалля и социальный капитал

Будучи отражением и проявлением традиционализма, махалля выполняет такие значимые функции, как общественный контроль, самоуправление, воспитание сознательной и развитой личности, содействие частному бизнесу и предпринимательству и другие. Кроме этого, махалля является главным источником так называемого «социального капитала», характеризующегося наличием высокой степени доверия и коммуникации в обществе[2].

Другим аспектом социального капитала в махалле является существование гузаров. Гузары издавна выполняет множество функций. Вокруг гузаров появились чайханы, рынки, парикмахерские, пекарни и другие социальные объекты. Чайханыбыли одним из самых посещаемых мест в махалле. Как общественный институт она выполняла множество функций. В частности, в чайхане члены общины обменивались последними новостями о жизни махалли (сообщества), здесь же они обсуждались и анализировались. Иными словами, чайханы выполняли роль информационных центров. Ярким примером этому служат «красные чайханы», игравшие огромную культурно-просветительскую, воспитательную и пропагандистскую роль. Многие новые социальные идеи проводились в жизнь и внедрялись в сознание людей в «красных чайханах». Именно в таких махаллинских чайханах впервые слушали радио, читали газеты, вывешивали боевые плакаты и призывные лозунги. 

О роли махалли в развитии социального капитала в узбекском обществе мы можем судить по нескольким факторам. Например, тот факт, что дома и дворы в традиционных махаллях никогда не запирались на замок, указывает на высокий уровень социального доверия в обществе. В каждой махалле граждане несут ответственность за всех членов общины, это выражается в совместной ответственности за присмотр и воспитание детей соседей по махалле. 

Такие нормативные акты, как Указ Президента Республики Узбекистан «О поддержке органов самоуправления граждан» (23 апреля 1998 г.), Закон Республики Узбекистан «Об органах самоуправления граждан» от 14 апреля 1999 года (в новой редакции от 22 апреля 2013 г.), а также Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию института махалли» (3 февраля 2017 г.), служат правовой основой для дальнейшего укрепления роли института махалли в государственной и общественной жизни.

В настоящее время число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов – в Узбекистане превысило 10 тысяч. 

Некоторые проблемы

Сегодня в контексте общественно-политических реформ крайне важно, чтобы система самоуправления граждан отвечала современным требованиям, решала актуальные для жителей махалли проблемы, предпринимала конкретные и эффективные меры, осуществляла систему «обратной связи» между гражданами и государством. На наш взгляд, сегодня в работе института махалли есть некоторые недостатки и проблемы:

во-первых, такие национальные традиции, как добрососедство, взаимное доверие и солидарность, то есть когнитивные виды социального капитала, развиты в традиционных кварталах и махаллях – в основном в сельской местности. А среди населения крупных городов и в кварталах с многоэтажными домами элементы махалли и социального капитала очень незначительны. То есть активно взаимодействуют друг с другом, как правило, жители традиционной махалли. В многоэтажном доме, в некоторых случаях, соседи не общаются даже с теми, кто живет с ними на одной лестничной площадке.

во-вторых, быстрые изменения в современной жизни, рост потребностей граждан и расширение сферы их деятельности также ведут к упадку традиций махалли. Например, если мы живем в одной части города, а работаем – в другой, основную часть своего времени мы проводим за пределами махалли. В этом случае у нас нет объективной возможности для установления тесных связей с соседями, другими словами, нет условий «присоединиться к махалле». В конце концов, это приведет к ослаблению таких элементов социального капитала, как товарищество, взаимная социальная помощь, солидарность и доверие.

в-третьих, наблюдается вмешательство исполнительной власти районных и городских уровней в процесс формирования руководства махаллинских комитетов, вопреки прямому законодательному запрету на это – согласно закону, председатель махаллинского комитета и его советники избираются путем голосования жителей махалли.[3]На практике это приводит к тому, что махаллинские комитеты, вместо того, чтобы служить интересам жителей общины и доносить их голоса до вышестоящих инстанций, наоборот, регулярно выполняют поручения исполнительной власти, иногда вступающие в прямое противоречие с интересами местных жителей. Таким образом, можно констатировать, что махаллинские комитеты заметно далеки от интересов жителей общины. 

Выводы

Исходя из проведенного анализа можно отметить, что махалля является неотъемлемой частью общественной жизни в Узбекистане. Последнее время усиливается тенденция перепоручения части традиционно государственных полномочий (в основном социально ориентированных или функций с характером общественного контроля) институтам махалли при сохранении за государственными ведомствами руководящей роли. Этот вопрос заслуживает более тщательного изучения, а также поддержки со стороны активной и неравнодушной части общества и соответствующих структур.

В социалистической Кубе в каждой местности функционируют так называемые Комитеты по защите революции (Comite de la Defensa de la Revolucion). Если провести параллели, махаллинские комитеты также пока остаются своеобразными точками опоры по защите государственной идеологии в Узбекистане. 



[1]Махалля(махаллинский комитет) - это институт осуществляющий местное самоуправление.

[2]Муминов А. Некоторые особенности развития институтов гражданского общества в Узбекистане (на примере махалли). Журнальный клуб Интелрос  «Credo New», №3., 2017

[3]Ст.20 Закона Республики Узбекистан“Об органах самоуправления граждан”(14 апреля 1999 г.) гласит: «Председатель (аксакал) схода граждан и его советники  избираются сроком на 2,5 года.  Председатель (аксакал) схода граждан  избирается по согласованию с  хокимом соответствующего  района, города,  а советники - по представлению председателя (аксакала) схода граждан»

 



Поделиться: