Стратегия-2050 устарела? 10 факторов, которые заставят Казахстан меняться
Автор: Санжар Бокаев
Как нередко показывает история, лидирующие позиции в глобальной экономике и политике занимают только те страны, чья внешняя и внутренняя политика подкреплены эффективной государственной стратегией. Крупнейшая на сегодня для РК – «Казахстан-2050» – была представлена еще в 2012 году, между тем, в мире произошло немало изменений. Что может заставить Казахстан изменить свое видение будущего?
Стратегии Казахстана: зачем так часто менять?
Стратегический инструментарий во многих странах появился ещё в 90-е годы прошлого века благодаря усилиям таких международных организаций (ООН, Всемирный Банк и др.), повсеместно рекомендовавших активнее внедрять стратегические подходы1.Так, в Республике Казахстан в 1997 году появилась Стратегия «Казахстан-2030». Она же, по заверению властей, была выполнена досрочно.
В 2012 году под предлогом глобальных изменений на смену «2030» приходит «Казахстан-2050». Реформирование государственного аппарата, децентрализация управления, защита материнства и детства, а также многие другие задачи, поставленные в Стратегии-2050, решались разными правительствами с переменным успехом.
Сегодня содержание «Казахстан-2050» требует тщательного анализа. Почему?
Во-первых, устарели некоторые задачи и направления – «третья индустриальная революция», обозначенная в качестве седьмого вызова, как минимум.
Технологии шагнули за эти годы вперед, сегодня мир наблюдает уже индустриальную революцию 4.0.
Во-вторых, над стратегией следует работать постоянно. Транснациональные корпорации пересматривают стратегии развития каждые 3 года, нанокорпорации и «бирюзовые компании» – все вносят изменения в стратегические документы по нескольку раз в год.
В-третьих, пересмотра стратегии требуют складывающиеся внешние и внутренние факторы, с учетом которых необходима корректировка национальной Стратегии.
Пять внешних факторов, которые нужно учитывать
- В феврале 2020 года США представили обновленную стратегию в отношении Центральной Азии до 2025 г.
- Китай усиливает работу в рамках программы «Один пояс – один путь», которая отводит особое внимание экономической, а также инфраструктурной интеграции со странами ЦАР.
- В 2019 году Европейская комиссия и Верховный представитель Европейского cоюза по иностранным делам и политике безопасности представили новую стратегию по более тесному сотрудничеству и расширению связей между Европой и Азией.
- В июне 2020 года утверждена новая Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, которая будет оказывать влияние на весь Евразийский регион.
- Узбекистан продемонстрировал наличие собственной разработанной национальной Стратегии, способной оказать влияние на региональные процессы в Центральной Азии в среднесрочной перспективе.
- Стратегические документы Казахстана разнородны, не выстроены нормативно, и, по сути, не оказывают прямого влияния на государственную политику и органы власти. В этом контексте государственные программы крайне сложно взаимосвязаны между собой, и как будто не дополняют друг друга. Потому иногда складывается впечатление, что каждое министерство проводит свою политику, в отрыве от Стратегии-2050.
- Недостаточно эффективная экономическая политика, которую на себе ощутили многие казахстанцы в последние годы, особенно на фоне внешних вызовов, привела к ухудшению социально-экономических показателей и расслоению общества.
- Партийная система в целом отражает не всю палитру общественных мнений, и есть определенные вопросы к качеству проводимости ей идей и интересов различных социальных слоев.
- Меры социального развития в период пандемии удовлетворили только часть населения, а ко всему прочему, фактор пандемии отдельно сам по себе привел к усталости общества
- Актуализированные запросы со стороны общества на политические реформы, демократизацию и социальную справедливость.
Последний пункт, крайне важен для понимания конечной аудитории Стратегии. Ведь документ пишется высшими эшелонами не только для власти, но и в качестве локомотива необходимых изменений.
Национальная Стратегия нужна, прежде всего, для всего общества, которое должно понимать стратегию развития и участвовать в ее реализации.
Поэтому документ стоит наполнить конкретными программами, оживить и приблизить к реалиям сегодняшней жизни. Это также важно и для внешних инвесторов – им нужен привлекательный образ страны, в которой наблюдается не просто не преемственность управления, а преемственность развития.
Пять столпов новой стратегии: ключевые точки опоры
При разработке любой стратегии сразу важно понимать: как, когда и кем, будет осуществляться мониторинг и оценка реализации ее различных этапов. Все показатели должны быть измеряемыми.
1. Направление для стратегии – Справедливое государство, приоритетами которого являются закон и права граждан. Справедливое государство – это государство, к которому подавляющее большинство населения выражает доверие и поддерживает осуществляемое им управление. Так, справедливое государство, аккумулируя волю населения, должно выступать главным фактором обеспечения верховенства закона, развития политической системы и социального благополучия.
Возможная система оценки – WJP-индекс верховенства закона, ежегодно публикуемый организацией World Justice Project (WJP). Это годовой отчет, основанный на результатах опроса более 130 000 домашних хозяйств и 4000 практикующих юристов и экспертов по всему миру. В 2020 году Казахстан в общем рейтинге «правового государства» занял 62-е место из 128 стран. Самые низкие показатели были по судебной системе и прозрачности государственного аппарата.
2. Направление для стратегии – Социально эффективная стратегия развития, которая обеспечит устойчивый экономический рост, увеличение занятости, снижение уровня инфляции и справедливое распределение доходов. Все указанные факторы имеют прямое влияние на каждого гражданина, его сопричастность к успехам страны, социо-психическое, физическое и эмоциональное состояние.
Возможная система оценки – Рейтинг самых счастливых стран мира (по версии ООН). В первую десятку вошли Дания, Швейцария, Исландия, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Новая Зеландия, Австрия и Люксембург. Среди стран СНГ на 38-м месте оказался Узбекистан, Казахстан занял 50-е место рейтинга. Россия, Кыргызстан и Беларусь расположились на 73-м, 74-м и 75-м местах.
3. Направление для стратегии –Создание условий для развития бизнеса. В условиях пандемии в Казахстане, как и в большинстве стран, больше всего пострадал малый и средний бизнес. Сейчас важны новые инструменты государственной поддержки бизнеса. И от того, как государство справится с данной задачей, будет зависеть национальная экономика в ближайшие годы.
Возможная система оценки – Исследование Всемирного банка «Ведение бизнеса». Высокий рейтинг легкости ведения бизнеса означает, что нормативно-правовые условия более благоприятны для создания и функционирования местной фирмы. Казахстан и Россия обычно входят в первую 30-ку стран. Ежегодно рейтинг возглавляют Новая Зеландия, Сингапур, Гонконг, Дания, Корея и США.
4. Направление для стратегии – Самодостаточная страна, способная накормить свой народ. COVID 19 продемонстрировал всему миру и каждой стране, насколько важна продовольственная безопасность.
Возможная система оценки – Глобальное исследование стран мира по уровню продовольственной безопасности (The Global Food Security Index), ежегодно публикуемое исследовательской компанией The Economist Intelligence Unit. Казахстан занимает 48 место и уступает, к примеру, Республике Беларусь – 36 место и Российской Федерации – 42 место.
5. Направление для стратегии – Реальное участие народа в управлении страной. Развитие демократических институтов.
Возможная система оценки – Казахстан занял 139 место из 167 стран с индексом 2,94 в данной сфере. Пока – это низкий результат.
Ключевые элементы реализации государственной стратегии
Иными словами, что нужно для реализации новой стратегии и в какой последовательности.
Таким образом, для реализации Стратегии будет создана необходимая архитектура, позволяющая динамично реагировать на появляющиеся вызовы, корректировать задачи и контролировать эффективность реализации ее отдельных этапов, коммуницировать с аудиториями для создания прочного фундамента идеологической поддержки. Граждане Казахстана также должны знать, в какой точке Стратегии они находятся в данный момент, разделять ее основные фундаментальные показатели и хотеть ее успешной реализации, ощущая в этом личную и коллективную социальную пользу.
Практические рекомендации:
1. Пересмотреть и скорректировать Стратегию 2050. Проанализировать государственные программы на соответствие целям и задачам Стратегии.
2. Пересмотреть стратегические программы, провести их аудит, проанализировать отраслевые госпрограммы. Качественно оценить инструменты реализации, выделить ключевые проблемы и пути устранения.
3. Обеспечить широкое обсуждение новой стратегии в обществе. Ведь важным условием эффективности стратегии является широкое общественное участие, понимание и поддержка со стороны граждан. Это должно консолидировать общество, заставить проникнуться некой общей национальной идеей, которая будет выражаться через Стратегию развития. Важно подключить к работе экспертное сообщество: экономистов, политологов, социологов, маркетологов и специалистов по продвижению
4. Определить среднесрочный горизонт проводимой политики и программ Стратегии, где на первом плане будут качество и успех их исполнения.
Написать хорошую стратегию с ясными целями – это только половина дела. Важно устранить разрыв между планами и реальными процессами, не спустив все на уровень банальной отчетности и PR, как это часто бывает.
5. Принятие новой Стратегии государства может быть инициировано Президентом РК Касым-Жомарт Токаев на заседании Совета Безопасности РК.
При этом разработку пакета мер для реализации Стратегии целесообразнее всего поручить уже новому составу правительства, как минимум, в части ответственных за отдельные направления.
В итоге, национальная социально-экономическая Стратегия должна стать не просто толстой стопкой распечатанных документов для чиновников, а должна быть понятным и реально реализуемым ориентиром, как для внутреннего потребителя, так и для внешнего мира конкурирующих экономик.
[1] UN DESA. «Assessment Report on National Sustainable Development Strategies». 17. Division for Sustainable Development. 2004. URL: http://www.un.org/esa/sustdev/ natlinfo/nsds/nsds.htm (дата обращения 16.01.2012).
Поделиться: