Как спасается в пандемию бизнес в российско-казахстанском приграничье?

Дата:
Автор: Салауат Игликов
Как спасается в пандемию бизнес в российско-казахстанском приграничье?

Запреты и ограничения, введенные в связи с пандемией коронавирусной инфекции, больно ударили по приграничным регионам Казахстана и России. 

Малый и средний бизнес несёт колоссальные убытки, но всеми силами старается удержаться на плаву. 

У предприятий соседних регионов двух стран давние и тесные взаимосвязи, а также масса перспективных, но пока нереализованных проектов.

Каких именно – в материале Салаута Игликова специально для Ia-centr.ru

Перевозчики подсчитывают убытки

Для многих стран ЕАЭС пандемия коронавируса стала неожиданным вызовом. Государства принялись вводить превентивные меры, что позволило избежать большего числа заражений и новых массовых очагов вспышки инфекции. 

Труднее всего было в начале, но сейчас с учётом полученного опыта, многие запреты сняты. Однако привычное транспортное сообщение всё еще нарушено. Закрытые границы стали серьезной проблемой для коммерческих предприятий, занимающихся междугородными пассажирскими перевозками.

Компания «Interbus» из Павлодара больше двух десятков лет обеспечивает международное автобусное пассажирское сообщение с сибирскими регионами. Парк стоит на приколе (не используясь – ред.) с марта 2020 года. 

Опустел и местный автовокзал, откуда уходили рейсы в Новосибирск, Омск, Барнаул, Екатеринбург и другие российские города. С некоторым послаблением карантинных мер в сентябре 2020 года перевозчики начали доставку пассажиров до пограничных постов между Казахстаном и Россией.

– Столкнулись с тем, что остановили абсолютно весь подвижной состав. Сначала как-то удавалось сдержать коллектив, водителей, кассиров, контроллеров и специалистов инженерно-технического персонала. Надеялись, что все это ненадолго. Но когда процесс начал затягиваться, то все стало ясно, конечно, люди устали и начали увольняться. Надо кормить семьи, у кого-то непогашенные кредиты, – делится Евгений Пилипенко, владелец компании «Interbus».

Евгений ПИЛИПЕНКО, ВЛАДЕЛЕЦ КОМПАНИИ INTERBUS-min.jpg

Евгений Пилипенко, владелец компании «Interbus»

Нами сделана попытка как-то реанимировать, хоть немного оживить деятельность и перевозочный процесс, потому что полного запрета нет, людям разрешено пересекать границу при наличии соответствующих документов. Потребность есть, люди обращаются. 

Договорились с российскими партнерами, что мы довозим пассажиров до границы, а они с другой стороны приграничной зоны забирают людей. Так нам удалось закрыть Омское и Новосибирское направления. По Барнаулу пока вопрос открыт потому, что российский перевозчик пока не готов,поясняет Евгений Пилипенко.

В парке компании «Interbus» – 27 больших комфортабельных автобусов. Сейчас фактически работает 15 водителей, остальные отправлены в неоплачиваемые отпуска, либо вовсе уволились. Что касается автовокзала, то его пропускная мощность 1750 человек в час. Сейчас он обслуживает 400 – максимум 700 человек в сутки. Работающий персонал сокращен на 60%. 

Если по автовокзалу налоговая нагрузка упала на 64%, то по транспортной компании – на 74%.

– Во-первых, это обыкновенная жизнь, близкие родственные и дружеские связи по обе стороны границы. Во-вторых, деловое сотрудничество, наука, учёба, вахтовые работы. Так исторически сложилось. 

Когда-то было единое государство, потом расчертили границы, но эту тесную связь нельзя никак прервать. После распада случилась большая миграция, люди из одной страны переезжали в другую. 

Многие просто переехали границу и там осели рядом, чтобы всё равно быть ближе. Потом для многих россиян в приграничье ближе съездить в Павлодар, чем, например, в тот же Барнаул или Новосибирск, – говорит владелец «Interbus».

Перевозчики считают, что если до конца года ситуация не разрешится, то дальше – будет еще сложнее. Между тем, пассажиры также испытывают серьезные неудобства из-за отмены международного автобусного сообщения между соседними казахстанскими и российскими регионами.

Руководства стран – нашего государства и России – открыто говорят, что в социально-экономическом плане никаких серьезных издержек не должно быть.

То есть жизнь не остановилась, она как шла, так и идёт, и больше того, она развиваетсяВведены ограничения, но если соблюдать все требуемые рекомендации, то можно жить и работать, что люди и делают. 

Тем более надеемся, что не за горами время, когда будет эффективная прививка и начнётся вакцинация. Как колесо жизнь крутится и крутится, а если его остановить, тогда оно упадёт, его нужно будет поднять. Потом еще прилагать усилия и толкать, чтобы снова закрутилось. 
 

Поэтому мы исходим из принципа, что мало-мальски всю эту жизнь поддерживать, несмотря на карантин, – поделился своими размышлениями о текущей ситуации владелец международной транспортной компании. 

Вопрос о полном восстановлении транспортного сообщения между Казахстаном и Россией остаётся открытым. В приграничных зонах по-прежнему наблюдается высокий уровень заболеваемости COVID-19.

МСБ приспосабливается к новым реалиям

Приграничные с Россией регионы Казахстана в достаточном объеме импортируют продукцию сельского хозяйства, бытовую химию, оборудование, запасные части, канцелярские товары, мебель и фурнитуру. 

Во время первой волны и режима чрезвычайного положения, введенного в Республике Казахстан, ввоз многих наименований товаров оказался под запретом. С конца лета ситуация немного стабилизировалась. Представители малого бизнеса вздохнули спокойно.

– Несмотря на карантин, мы сотрудничество не прерывали. Да, были серьезные задержки по срокам поставок, но сейчас наверстали отставания. 

Было так, что наши российские поставщики не выходили на работу, либо на границе долго задерживался груз. Если раньше мы ждали те же ткани неделю-две максимум из Новосибирска, Барнаула или даже из Москвы, то во время жесткого карантина срок увеличился до месяца. 

Спасибо клиентам, что относились с пониманием, и сейчас все заказы выполняем в полном объёме,рассказывает владелица мебельной компании «Kreativ» Самал Жанбекова.

Самал ЖАНБЕКОВА, ВЛАДЕЛИЦА МЕБЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ KREATIV.jpg

Самал Жанбекова

По словам известной в регионе бизнес-вумен, в период жесткого локдауна деятельность всего малого и среднего бизнеса Казахстана оказалась парализована, однако правительство быстро осознало, что подобные меры могут привести к полному краху отечественного предпринимательства. 

Компания Самал Жанбековой – участник государственной программы поддержки предпринимательства «Экономика простых вещей» от фонда развития бизнеса «Damu», и имеет кредитные обязательства в размере 16 млн тенге, которые необходимо вовремя погашать. 

– Мы все находимся в напряженном состоянии, потому что никто не знает, что будет завтра на самом деле. Прогнозов никаких нет. В то же время относимся с пониманием, всегда на связи с нашими деловыми партнёрами. Обсуждаем новые направления, ставим новые планы. 

Даже если будут еще более жесткие ограничения, какие-то новые форс-мажоры, мы должны быть готовы пережить и это. На нашем сотрудничестве это не должно отразиться, нам нужно поддерживать партнерские отношения, это важно и для нас, и для россиян,отмечает владелица мебельной компании.

В период карантина в незавидной ситуации оказались туристический, гостиничный и ресторанный бизнесы. Эти сферы понесли наибольшие потери. 

По данным управления миграционной службы Павлодарской области, с момента введения карантинных мероприятий приток иностранных граждан в регион снизился на 54%.
 

– Ограничения, конечно, серьезно отразились на сотрудничестве предприятий. Границы все еще остаются закрытыми. 

На этот период «замёрзла» торговля по многим направлениям. Несмотря на карантин, связанные с ним запреты и ограничения, нам важно сохранить то, что есть. Понятно, что в данных условиях каждое государство еще более активно начало работать над поддержкой и развитием собственных производителей, чтобы те, могли удержаться на плаву. 

Вместе с тем, Россия для нас – это стратегический партнёр, у нас огромная совместная граница, во-вторых, ЕАЭС, есть действующие контракты, уже вложенные инвестиции, которые должны работать, приносить прибыль, есть новые перспективные проекты. 

Пандемия когда-нибудь закончится, нам важно восстановить прерванные связи. И я считаю, что этот процесс не будет затяжным, – такими прогнозами поделился руководитель управления торговли и предпринимательства Павлодарской области Айбек Турсынгалиев.

Айбек ТУРСЫНГАЛИЕВ, РУКОВОДИТЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ТОРГОВЛИ ПАВЛОДАРСКОЙ ОБЛАСТИ (Казахстан).jpg

Айбек Турсынгалиев

По данным Комитета по статистике РК, с начала этого года взаимная торговля Казахстана с партнерами по ЕАЭС упала на 11%. 

Экспорт уменьшился на 16,5%, импорт – на 9,6%. При этом в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана со странами ЕАЭС львиная доля (92,3%) приходится на Российскую Федерацию.


Продолжение следует...

Фото к материалу: из личного архива Салауата Игликова

Поделиться: