Россия, Москва

info@ia-centr.ru

 Узбекский театр в воспоминаниях актрис- как женщины приходили в искусство

Узбекский театр в воспоминаниях актрис- как женщины приходили в искусство

03.11.2019

Автор: Саадат Назарова

ИАЦ МГУ совместно с младшим научным сотрудником института Истории АН РУз Саадат Назаровой рассказывает об истории и современных тенденциях узбекского искусства. 

С 1917г. в Туркестанском крае общественно-политическая жизнь изменилась до неузнаваемости. Сценический театр, как и другие направления искусства, не стал исключением.

В этот период было сложно не только найти актрису, но и собрать труппу. Режиссер узбекского театр Маннон Уйгур был одним из первых, кто объединил талантливых молодых людей в артистический коллектив. Так, в 1920г. он знакомится с 16-летней Махсумой Кариевой. М.Кариева была одной из первых известных актрис, появившихся на узбекской сцене. 

В составе первых трупп участвовала и актриса, русская девушка, в будущем народная артистка Узбекской ССР – Мария Александровна Кузнецова*. Свою деятельность она начала на агитпоезде “Красный Восток”. Кузнецова выросла в махалле и владела узбекским языком, что и позволило ей играть на сцене.

C 1927 г. история узбекского театрального искусства, как и история страны связана с началом движения за освобождение женщин - “худжум” (наступление). Во времена худжума для вовлечения женщин в общественную жизнь создавались школы по ликвидации неграмотности, женские клубы, дехканские женские дома и др. Одним из наиболее сложных аспектов худжума был процесс “сбрасывания паранжи”. Актрисы нового времени не только выступали на сцене, но и вели агитаторские работы. Сама Тамара Ханум во время гастрольных поездок по республике проводила беседы по вовлечению в театр новых актрис. Выступления Тамары Ханум вдохновили и юную Халиму Насырову, которая спустя десятилетия стала народной артисткой Узбекистана и получила множество премий.

Выступление на сцене узбечек - артисток вызывало противоречивую реакцию в обществе. По законам шариата женщины должны были заниматься домашними делами и воспитывать детей, а не выступать на сцене. До прихода в театр женщин-актрис, женские роли в пьесах исполнялись актерами мужского пола.  Тем не менее, женщины в театре быстро завоевали любовь зрителя, в том числе и благодаря своим исключительными талантам. Например, народная артистка Л. Сарымсакова могла запоминать не только свой текст, но и слова других героев театральной постановки. В 1929 году, когда перед спектаклем «Аршин мал алан» в Андижанском театре заболел актер, исполнявший главную роль, Л.Сарымсакова сыграла за него.

Первыми актрисами на узбекской сцене были Махсума Кариева и Мария Кузнецова, Тамара Петросян. Именно они стали стимулом для развития будущих узбекских артисток: Халимы Насырововой, Соры Эшонтаевой, Замиры Хидоятовой. В первые советские годы именно эти девушки открыли путь на сцену будущим народным артисткам Узбекистана, заложили основы узбекского театрального искусства.

Использованная литература

1.    Турдиев А. Саҳнам, саҳнадошларим. Тошкент: Ёш гвардия нашриёти, 1976. С.3.

2.    Баяндиев Т. Мария Кузнецова. Тошкентбадиийадабиётнашриёти. 1965. С.15.

3.   Авдеева Л. Танцевальное искусство. Узбекистана. Ташкент,1960. С.58.

4.   Носирова Ҳ. Мен ўзбек қизиман. Тошкент: Ғ.Ғулом номидаги     бадиий адабиёт нашриёти, 1968. С.183-184.

5.   Алиев М. Лутфихоним Саримсоқова. Тошкент, 1963. С.25-26.


*Кариева Махсума (1904-1946) Заслуженная артистка Узбекской ССР (1937).

*Кузнецова Мария Александровна(1899 - 1956)  Народная артистка Узбекской ССР (1939).

*Тамара Артёмовна Петросян (1906-1991) Народная артистка СССР (1956).          



Теги: Узбекистан

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение